Как начали выпускать самый массовый грузовик своего времени
Нужно сказать, что начиная еще с 1904 года, компания Ford производила небольшие коммерческие автомобили на легковой базе, но те были рассчитаны только на 300 – 400 кг поклажи. А вот модель TT могла перевозить целую тонну, хотя американскую (0,91 т от обычной), и таким образом стала первым полноценным грузовиком фирмы.
Производство TT развернулось на заводе компании в городе Дирборн (штат Мичиган). А уже на следующий год сборку автомобилей наладили на других «фордовских» предприятиях – в Канаде, Англии, а затем в Германии и Голландии. В 1918 году было изготовлено уже 41 725 таким машин, в 1925-м году появился миллионный грузовик. Модель TT выпускалась до 1927 года включительно и ее общий тираж составил 1 млн. 345 тыс. 075 ед.
Во многом этот автомобиль повторял конструкцию популярнейшей массовой легковушки Ford T, по прозвищу «Крошка Лизи», которая была выпущена в количестве более 15 млн. ед. Однако имелись и существенные отличия. Во-первых, колесную базу удлинили с 2450 до 3150 мм. Во-вторых, раму и подвеску сделали более жесткими. В-третьих, был усилен ведущий мост с червячной главной передачей. И наконец, задние колеса получили не пневматические, а сплошные резиновые шины. Пневматика появилась там лишь в 1923 году.
Двигатель был практически тот же, что и у легковой модели T: рядный, 4-цилиндровый, рабочим объемом 2884 см куб. Мощность его составляла 20 л.с. при 1600 об/мин, а на машинах поздних выпусков поднялась до 24 л. с. Интересно, что коробка передач была планетарной, 2-ступенчатой, сцепление отсутcnвовало. Включение передач переднего хода производилось левой педалью, включение заднего хода – центральной. А правая педаль задействовала механические тормоза. Кстати, на машинах раннего выпуска они были только на задних колесах. А вот акселератор сделали ручным, на рулевой колонке справа. Подвеску и передних, и задних колес выполнили на поперечной листовой рессоре.
Кабина водителя имела жесткую покатую крышу характерной формы («кепочкой»). Верхняя половина ветрового стекла обычно могла откидываться. А вот жестких боковых дверей долго не было, они стали появляться лишь в 1923- 1924 гг. Для перевозки грузов служили либо открытая платформа, либо кузова-фургоны.
На базе грузовика Ford TT выпускались автобусы, санитарные и пожарные машины, автоцистерны и т. д. и т. п. Встречалась и экзотика – например, автодача с балконом или автомобиль на железнодорожном ходу.
В середине 20-х гг. на долю грузовиков Ford TT приходилось в США более 50% рынка. В больших количествах они эксплуатировались и в других странах. Это был воистину всемирный грузовик.