X

В Киеве замечен оригинальный развозной автомобиль производства FSC

Сегодня на отечественных дорогах эти польские развозные автомобили стали уже редкостью. На днях корреспонденту «Автоцентра» удалось сфотографировать в Киеве грузовой фургон Zuk A-06.

История автомобилей данной марки восходит к 1958 году, когда на Познаньской ярмарке был представлен новый пикап Zuk A-03 грузоподъемностью 900 кг. Он был разработан на заводе грузовых автомобилей FSC (Fabryka Samochodów Ciężarowych) в Люблине под руководством инженера Романа Скварека и дизайнера Станислава Танского.

Zuk A11 зразка 1967 р. На вулицях Києва, 2006 р. Фото автора

А на следующий год машина пошла в серийное производство. На ней был установлен бензиновый нижнеклапанный двигатель (4 цил., 2,2., 50 л. с.) и трехступенчатая коробка передач, заимствованные от легкового автомобиля FSO Warszawa – копии советской машины ГАЗ-М20 «Победа». Позже к пикапу А13 добавились фургоны А05 и А06, грузопассажирский вариант А07, модернизированные бортовые грузовики А09 и А11.

Производство автомобилей этого семейства быстро росло. Если в 1960 году было выпущено 3 144 машины, то в 1975-м – уже в десять раз больше, 31 613 ед.

В 1965 году на машины начали ставить более мощные, верхнеклапанные двигатели S21 (2,12 л., 70 л. с.) от легкового автомобиля Warszawa 223.

Zuk A07B (1972 р.) у Києві, 2003 р. Фото автора

Характерной чертой экстерьера Zuk, придающих ему оригинальный вид, были гофрированные боковины и задняя часть кузова. В 1972 году автомобили Zuk получили новую переднюю облицовку – с многочисленными отверстиями прямоугольными формы. Важно, что капот увеличился в размерах, что облегчало доступ к двигателю.

До половины выпущенных автомобилей Zuk поставлялись на экспорт. В конце 60-х их начали ввозить и в нашу страну, причем их количество с каждым годом все возрастало. Машины привлекали наших водителей знакомой агрегатной базой, неприхотливостью в эксплуатации и хорошей проходимостью по плохим дорогам. За это ей прощали и недостаточную прочность передней подвески, и сравнительно большую погрузочную высоту, и недостаточную устойчивость на ходу.

Zuk A11M на вулицях Києва, 1987 р. Фото Леоніда Гоголєва

К середине 80-х годов автомобили Zuk уже были достаточно устаревшими. На некоторых из них начали ставить новые бензиновые двигатели (1,5 л., 75 л. с.) и дизели 4С90 (2,4 л., 70 л. с.). Впрочем, последние отличались повышенной шумностью.

Пікап Zuk A-13M у Києві, 2010 р. Фото автора

Еще в конце 80-х годов на заводе FSC начали разрабатывать новые развозные машины марки Lublin, но освоение их производства растянулось до 1993 года. Однако предшественник параллельно продолжал оставаться на производстве. А последний Zuk был изготовлен 13 февраля 1998 года. За сорок с лишим лет было изготовлено 587 500 автомобилей марки Zuk.

Zuk A-11M з дворядною кабіно. У Києві, 2006 р. Фото автора

Zuk A-11M з цікавою вантадопасажирскьою надбудовою. На вулицях Києва, 2007 р. Фото автора

Событие
На столичном СТО замечен редкий автомобиль FSO Polonez Truck
25 Ноя, 18:00