X

Уникальному карьерному самосвалу исполнилось 70 лет

Ровно 70 лет назад, 17 сентября 1950 года был собран первый минский карьерный самосвал МАЗ-525, который послужил родоночальником целого семейства еще более мощных машин такого типа

Работы над автомобилем  МАЗ-525 начались на Минском автозаводе еще в 1947 году – в это время страна нуждалась в мощных карьерных самосвалах для развернувшихся масштабных строек. Первый образец, изготовленный под руководством талантливого конструктора Бориса Шапошника, был готов 17 сентября 1950 года. В следующем году машина пошла в серийное производство.

Конструкция автомобиля МАЗ-525 была во многом нетрадиционой. Задний мост жестко крепился к раме из сварных швеллеров. Это было вызвано большими ударными нагрузками, которые испытывал кузов при вывозе скальных пород. По этой же причине дно кузова сделали двойным: между стальными листами ставили прокладку из дубовых брусьев. А сам кузов опирался на раму через резиновые подушки.

Автомобиль оснащался 12-цилиндровым дизелем Д-12А рабочим объемом ни много ни мало 38,8 л. Дело в том, что это был выпускаемый в Барнауле дефорсированный вариант знаменитого танкового двигателя В2. Мощность его, правда, уменьшили с 500 до 300 л. с., но зато увеличили ресурс. Благодаря этому мотору самосвал МАЗ-525 стал первым отечественным грузовым автомобилем, имеющим двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами.

Что касается трансмиссии, то там было применено двухдисковое сцепление, работающее в паре с гидромуфтой, и механическая 5-ступенчатая коробка передач. Причем последняя была установлена на раме отельно от двигателя. А задний мост имел планетарные колесные редукторы.

Снаряженная масса автомобиля МАЗ-525 составляла 24 380 кг, грузоподъемность – 25 000 кг. Кузов имел полезный объем 14,3 м куб. и поднимался на угол 65 град. в течение 40 сек.  Габаритные размеры были такими: длина – 8220 мм, ширина – 3220 мм и высота – 3675 мм. Самосвал развивал скорость до 30 км/ч.

Вскоре после начала выпуска в 1951 году во внешности автомобиля произошли изменения. Решетку радиатора полукруглой формы заменили на плоскую, прямоугольную. Уменьшили ширину капота в месте сопряжения его с кабиной, а также убрали небольшие страховочные перила на передних крыльях.

Еще в 1958 году производство самосвала МАЗ-525 перевели на новый завод БЕЛАЗ в городе Жодино. Поначалу там собирали автомобили из минских машинокомплектов, однако уже к октябрю 1960 года освоили производство основных компнентов, включая штамповку и сварку.

Всего до 1959 года на Минском автозаводе было выпущено 940 автомобилей МАЗ-525, а что же касается предпрятия в Жодино, то здесь до 1965 года произвели уже 6021 самосвал. Дата выпуска последнего самосвала МАЗ-525 по иронии судьбы почти совпала с датой выпуска самого первого – производство было прекращено 11 сентября 1965 года.

Единственный экземпляр автомбиля МАЗ-525, сохранившийся до наших дней, установлен на постаменте в Дивногорске, возде Красноярской ГЭС, в строительстве которой этот самосвал принимал активное участие.

Объединенная Арабская Республика. Перекрытие Нила в районе строительства Асуанской ГЭС, 1964 г.