Уникальному газотурбинному тягачу Ford Big Red исполнилось 60 лет
Газотурбинные двигатели нашли широкое применение в танках, вертолетах и реактивных самолетах. А вот компания Ford на протяжении двух десятилетий, начиная с 50-х годов, активно работала над их внедрением и на автомобили. Одним из наиболее ярких ее проектов в этом деле стал магистральный тягач Big Red, появившийся в 1964 году.
Начнем с необычного дизайна. Трехосный седельный тягач с габаритными размерами 6,01 х 2,43 х 3,96 м отличался высокой кабиной, выполненной на одном уровне с полуприцепом. При этом задняя стенка ее была вогнутая, что сокращало зазор между кабиной и полуприцепом. Все это улучшало аэродинамику, как и выдвижная подножка с электроприводом. Последняя автоматически задействовалось при открытии двери – тоже с электроприводом.
Интерьер кабины с внутренней шириной 2,13 м и высотой 1,82 м был не менее футуристическим. Лобовое стекло простиралось почти до пола, который был совершенно ровный. Это обеспечивало прекрасную обзорность и свободу перемещения. Кресло напарника трансформировалось в удобную кровать. Оптимальный микроклимат обеспечивали термостатические обогреватель и кондиционер. Помимо холодильника и микроволновки внутри был подвод холодной и горячей воды, умывальник и туалет. Кроме того, с места напарника можно было посмотреть и телевизор.
Что же касается силовой установки, то она состояла из газотурбинного двигателя Fod Model 705, который развивал максимальную мощность 600 л. с. и максимальный крутящий момент 1294 Нм при одних и тех оборотах – 3080 в минуту. При этом обороты холостого хода составляли 1620 в минуту. Два бака с дизельным топливом обеспечивали полностью груженному автопоезду длиной 29 м (с двумя полуприцепами) запас хода до 900 км при скорости движения 112 км/ч.
Преимуществами газотурбинного грузовика Ford Big Red, как отмечалось в рекламном буклете, были низкий уровень шума и вибраций, меньший расход масла и меньший уровень вредных выбросов, но при этом более высокий крутящий момент при меньших оборотах. В 1970 году Ford было начал производить газотурбинные двигатели для тяжелых грузовиков, автобусов, промышленности и судостроения. Однако проблемы с поставщиками и технические неполадки поставили крест на производстве в 1973 году.
В настоящее время газотурбинный тягач Ford Big Red отреставрирован и находится в одной частной коллекции. Машина нигде не выставляется и вообще информацию о ней удалось найти лишь после 40-летнего перерыва, в 2021 году.