X

В брюссельском музее Autoworld выставили уникальные автомобили Abarth

В этом году заряженным автомобилям итальянской марки Abarth, созданным на базе машин Fiat и носящим эмблему с изображением скорпиона, исполнилось 75 лет. По этому поводу в одном из крупнейших автомобильных музеев Европы – Autoworld в Брюсселе с 4 июля по 1 сентября проходит специальная выставка, где можно увидеть ряд раритетных машин от Abarth. Фото Denis Vanvooren

Fiat Abarth ОТ 1300 был создан на базе Fiat 850, модели, которая в 70-е годы принесла компании успех в изготовлении гоночных автомобилей. На спортивной арене поистине знаковым для Abarth cтал 1966 год, когда машины этой марки завоевали свыше 900 побед. И не случайно именно в этом году на базе модели OT 1300 под руководством технического директора компании Марио Колуччи было построено элегантное купе ОТ 2000  “periscopio”. На машине был установлен двигатель большего рабочего объема – 1946 см куб., развивающий 215 л. с. и разгоняющий машину массой 605 кг до 165 км/ч. Всего было изготовлено три таких автомобиля. В экспозиции представлена реплика от фирмы GMR. Что же касается обозначения ОТ в названии, то оно расшифровывается как Omologato Tourismo, т. е. прошедший омологацию в классе «туризмо».

После появления Fiat Abarth 750 Сoupe Zagato (известного как double bubble), компания Abarth и кузовное ателье Zagato в 1959 году построили 25 автомобилей с приставкой Sestriere в обозначении модели. Оказывается, так называлось ралли на одноименном горнолыжном курорте, где машины 750 Zagato побеждали в 1958 – 1959 гг. Версия Fiat Abarth 750/850 Sestriebe Zagato отличалась плоской крышей и двумя большими воздухозаборниками на корме. В экспозиции демонстрируется очень редкая версия с двигателем 850 ТС. Кроме того, это один из немногих Abarth в праворульном исполнении. Двигатель на 800 «кубиков», мощностью 58 л. с., в паре с 4-ступенчатой КП разгонял автомобиль массой 565 кг до 153 км/ч.

Дизайнер Джузеппе Ринальди из кузовного ателье Francis Lombardi разработал d 1970 году купе Abarth ОТ 1300 Scorpione SS. Внешне машина напоминала знаменитую Lamborghini Miura, только в уменьшенном виде. В корме установили двигатель рабочим объемом 1280 см куб. мощностью 100 л. с., работающий в паре с 5-ступенчатой КП. Автомобиль массой 670 кг разгонялся до 193 км/ч. Версия SS, показанная в музее, отличается доработанным шасси – с дисковыми тормозами на всех колесах. Это один из последних автомобилей, построенных под руководством Карлом Абартом. Машина продавалась по цене трех стандартных Fiat 850 и была изготовлена в ограниченном количестве.

Показанное купе Record Monza c кузовом Zagato, построенное в 1958 году, отличалось от модели Abarth 750 Zagato заниженной крышей и отсутствием двойного воздухозаборника «double bubble» на корме. Это был самый успешный гоночный Abarth в США. Команда Roosevelt Racing Team (cына одноименного президента) на машинах Abarth одержала свыше 700 побед по всему миру. Представленная в музее Autoworld машина участвовала в гонках Sebring 4-Hours 1958 года и была продана бельгийскому и европейскому чемпиону Жану-Марио Колсу, известному по прозвищу Didi. Машина продолжает активно использоваться, хотя двигатель на ней уже не родной. Мотор рабочим объемом 985 см куб. развивает 90 л. с. и через 4-ступенчатую КП разгоняет 570-килограммовый автомобиль до 160 км/ч.

В 1964 году появился Fiat Abarth 595 SS. Машина была доступна с многочисленными опциями для различных версий: легкосплавными колесными дисками, щитком приборов c четырьмя циферблатами, а также обитым кожей алюминиевым рулевым колесом Abarth. С 1968 года машина была доступна в версии Assetto Corsa, подготовленной для соревнований – c такой же мощностью, но с более широкими крыльями, под которыми скрывались широкие легкосплавные диски Abarth. В 1970 году появилось исполнение 595 SS Assetto Corsa с более привлекательным декоративным оформлением. Двухцилиндровый двигатель в 594 см куб., мощностью 32 л. с., в паре с 4-ступенчатой КП разгонял автомобиль массой 501 кг до 130 км/ч.

В данном случае показана точная копия машины, которая находится в кузове фирменного автовоза – на базе грузовичка Fiat 238, выпущенного в 1973 году. Это преемник коммерческой модели Fiat 1100T. Переднеприводный автомобиль, построенный на шасси Autobianchi Primula, предлагался в многочисленных кузовных версиях (пассажирских и грузовых), а также в качестве автомобиля скорой медицинской помощи. В данном случае на машине установлена специальная бортовая платформа от фирмы Franchin. Модель Fiat 238 выпускалась с 1967 по 1983 год и оснащалась 1,3-литровым двигателем в 46 л. с. и 4-ступенчатой КП. Автомобиль массой 975 кг разгонялся до 109 км/ч.

Сarrozzeria Allemano построило для Abarth довольно много различных кузовов – и тому пример этот Spider c дизайном от Джованни Микелотти. Автомобиль создали на базе модели 750, в основе которой лежала «600-я», и снабдили двигателем, доработанным Abarth.  Представленный спайдер с алюминиевым кузовом был продан новым в США, где участвовал в различных соревнованиях, как на треке, так и в подъеме на холм. Двигатель объемом 750 см куб. в 58 л. с. в паре с 4-ступенчатой КП разгонял автомобиль массой 550 кг до 150 км/ч.

Этот Abarth Spider получил в 1972 году омологацию в «Группе 4». Машина отличалась от стандартного Spider более мощным двигателем, алюминиевыми дверями и 5-ступенчатой коробкой передач. В 1973 году Fiat дебютировал WRC, причем с прекрасным итоговым результатом – вторым местом в кубке конструкторов. В 1974 и 1975 году он снова достиг успеха. В этом немалая заслуга нового двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр, мощностью 210 л. с., и, конечно же, пилотов –Маркка Алена, Джорджио Пьянта и Жана Тодта.  Представленный в экспозиции автомобиль Fiat Abarth 124 Group 4 (1973 года) выступал на ралли Boucles de Spa в 2010 году под управлением экс-чемпиона Бельгии Франсуа Дюваля.

Autobianchi A112 Abarth является первой моделью компании после приобретения ее Fiat. Эта машина должна была составить конкуренцию Mini Cooper. Рабочий объем двигателя увеличили с 903 до 982 см куб., что дало прирост в 11 л. с. Спортивным стал и интерьер – с улучшенными сиденьями, кожаным рулем и отличными часами. Двигатель мощностью 58 л. с. в паре с 5-ступенчатой КП обеспечивал 939-килограммовому автомобилю максимальную скорость 160 км/ч. В 1975 году появился новый мотор – мощностью 70 л. с. До 1985 года было изготовлено более 121 тыс. машин Autobianchi A112 Abarth всех исполнений.  На выставке показана точная копия первого прототипа.

Fiat 131 Mirafiori назвали в честь завода, где с 1974 года было налажено производство машины. Этот классический среднеразмерный седан Fiat, оснащаемый двигателями в 1,3 и 1,6 л, пришел на смену модели 124. В свою очередь 131 Abarth и его спортивная версия заменили заряженную модель 124 Abarth Rally. Для амологации было изготовлено 400 новых автомобилей. В «Группе 4» эта машина трижды завоевывала кубок конструкторов (в 1977, 1978 и 1980-м). В 1978 году автомобиль помог пилоту Маркку Алену получить чемпионский титул FIA в, а в 1980-м – Вальтеру Рерлю стать лучшим на World Rally Championship. Показанный в музее экземпляр датирован 1981 годом. Двухлитровый двигатель в 140 л. с. разгонял автомобиль массой 980 км до 190 км/ч. Автомобиль выпускался с 1976 по 1978 год.

Cтилистически сформированный Fiat Ritmo появился в 1978 году – и до конца 1982 года было изготовлено свыше 1,3 млн автомобилей, из которых 200 тыс. с дизельным двигателем. Первая спортивная версия – Abarth 105ТС вышла в 1981 году, в названии которой «ТС» расшифровывалось как Twin Cam (два распредвала). На следующий год появилась модель 130ТС. Она стала мощнее, легче, обрела кузовные варианты. Машина отличалась решеткой радиатора с наклонной фирменной эмблемой, наличием четырех фар, а также иными по дизайну задними фонарями и бамперами. На модели стоял двигатель рабочим объемом 1995 см куб., выдававший 130 л. с. и разгонявший автомобиль массой 950 кг до 190 км/ч. Такие заряженные машины производились с 1983 по 1986 год.

В 1956 году начинается производство модели Abarth 750 GT, созданной на базе Fiat 600. Машина получила широкую известность благодаря кузову «double bubble» от Zagato. Однако в первые годы машина оснащалась и кузовами от других ателье, как этот, представленный в музее хардтоп работы Viotti и двигателем Abarth. Машина, что очень важно, сохранила свою родную окраску. Двигатель на 747 «кубиков» выдавал 44 л. с. и, работая в паре с 4-ступенчатой КП, разгонял 535-килограммовый автомобиль до 150 км/ч.

В юбилейной экспозиции можно увидеть и первый Fiat 500, который был доработан с помощью кит-набора от Abarth. Машина появилась в ноябре 1957 года – под названием Fiat 595 Abath. Такой процесс доводки продолжался до 1963 года, когда Fiat 595 Abath не стал сomplete car. Рабочий объем двигателя повысили до 594 см куб., что было отражено в округленной цифре индекса – Abarth 595. На протяжении всего производства модели Fiat 500 компания Abarth продавала кит-комплекты в деревянных ящиках. Представленная в экспозиции редкая версия Competizione отличалась расширенными надкрылками черного цвета. Это один из 22 машин с наиболее мощным, двигателем Abarth радиального типа. Мотор в 594 с м куб. развивал 56 л. с. и в паре с 4-ступенчатой КП разгонял машину массой 501 кг до 140 км/ч.

На Туринском автосалоне 1960 года был представлен прототип Sport Coupe на шасси Fiat 2100 с кузовом от ателье Ghia. Осенью этого же года машина пополнила производственную линейку Fiat. Базовая версия оснащалась стандартным двигателем 2,3 л и развивала максимальную скорость 175 км/ч. Были и другие версии, 2300 S, с доработанным двигателем от Abarth, получившим дополнительные 21 л. с. Cтандартная модель оставалась на производстве до 1964 года. С мая 1965 года заряженная модификация 2300 S получила внешние и внутренние изменения. Рядный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2297 см куб. развивал 136 л. с. и в паре с 4-ступенчатой коробкой передач разгонял машину массой 1310 кг до 190 км/ч. Модель выпускалась с 1961 по 1968 год.

Читайте также:
Как автомобили со знаком скорпиона устанавливали рекорды