2 сентября 1911 года можно считать началом истории автобусного движения в Одессе, когда городским властям было подано прошение об организации пассажирских перевозок
В этот день 110 лет назад одессит Петр Широцкий подал заявление в местную Городскую думу с просьбой разрешить автобусное движение по улицам. Как же развивались события дальше?
Все оказалось не так просто. Прежде чем получить разрешение только лишь на право вождения, Широцкому пришлось пройти техническую, медицинскую и другие комиссии, а также показать свою способность управлять автомобилем. Но это было еще не все. Лишь летом уже следующего, 1912 года, как утверждает газета «Одесский листок» (№110 от 29.06), городская управа внесла на утверждение Городской думы разработанные ею проект договора с П. Широцким на организацию автобусного движения по тем улицам города, где не ходили трамваи.
Было определено четыре маршрута: от вокзала до памятника Екатерине II; от Екатерининской площади до ул. Преображенской; от Полицейской площади до Лонжерона и от железнодорожного переезда на Пересыпи до Зернового рынка. Плата за проезд была установлена в 5 копеек, а в оба конца – 8 копеек.
Но и на этом дело не кончилось. Открываем «Одесский листок» уже от 1913 года (№23 от 27.01). Там сообщалось, что ввиду предстоящего открытия автобусного движения, особая комиссия из городских инженеров осматривала автобусы и признала весь подвижный состав удовлетворительным. При этом комиссия предложила П. Широцкому внести в машины некоторые изменения: снабдить их электрическим освещением, а в зимнее время покрывать ступеньки джутовыми ковриками и также усилить тормозные цепи.
Так когда же состоялась анонсируемое газетой открытие автобусного движения? Как ни странно, о таком важном для города событии, сообщения о нем в тогдашней прессе найти не удалось. А может открытие по тем или иным причинам не состоялось?
Точно известно только одно – 20 апреля 1926 года в Одессе заработало автобусное сообщение (см. фото вверху). Но это уже совсем другая история.