Самый редкий автомобиль Toyota - до наших дней дожил лишь один
В этот день ровно 88 лет назад стартовало производство автомобиля Toyota AA, с которого началась история легковых моделей крупнейшего ныне японского автопроизводителя.
Еще в 1891 году талантливый изобретатель Сакити Тойода основал успешную фирму по производству разработанных им ткацких станков. А вот его младший сын Кинчиро не пошел по стопам отца и после смерти родителя серьезно занялся автомобилями.
В 1930 году он съездил в Америку, где на него произвел сильное впечатление уровень автомобилизации страны, в частности массовое производство машин на заводах Ford. Он не пожалел денег и привез из-за океана несколько автомобилей и двигателей, мечтая организовать их массовое производство в Японии. Но эти громадные затраты, около 1,4 млн долларов, поначалу ни к чему не привели.
Лед тронулся через пару лет. Во-первых, Кинчиро нашел спонсора в лице мощной компании Mitsui. А во-вторых, он сумел убедить акционеров компании Toyoda в том, что и автомобильный бизнес может быть прибыльным. В итоге 1 сентября 1933 года было решено открыть в этой компании отделение по производству автомобилей.
Первый легковой прототип Toyoda А1 был изготовлен в мае 1935 года. По дизайну он напоминал известную американскую машину Сhrysler Airflow 1934 модельного года. У него была такая же, сильно отогнутая назад решетка радиатора, известная в США под названием Waterflow («Водный поток»). Похожи были и продольные вентиляционные прорези на боковинах капота, да в общем и весь кузов – восьмиоконный, четырехдверный, с покатой задней стенкой, которая плавно нисходила к бамперу.
Однако в целом японская машина выглядела как-то попроще. Фары не были утоплены в крыльях, а торчали снаружи. Лобовое стекло сделали плоским, а не V-образным, и вместо трехэтажного бампера поставили обычный.
Мотор тоже был поскромнее. Вместо «восьмерки» Chrysler (4,9 л; 122 л. с.) установили 6-цилиндровый верхнеклапанный агрегат Chevrolet 1933 года (3,4 л; 65 л. с). Коробка передач устанавливалась механическая, 3-ступенчатая. В 1936 году была выпущена серя из 100 подобных автомобилей.
А в августе следующего года образовали фирму Toyota Motor Company. Изменение одной-единственной буквы в новом названии имело для японцев глубокий смысл: иероглиф «Toyoda» выглядел громоздко и для его написания требовалось «несчастливое количество движений».
В 1938 году в 30 км от города Нагои, в местечке Коромо-чо начал работу новый, крупный автозавод фирмы Toyota. На этом предприятии стали производить в первую очередь грузовики для армии, но выпускали также и легковые машины.
Легковые автомобили Toyota существовали в нескольких версиях. В 1937 – 43 гг. было произведено 1404 седана Toyota АА и 353 кабриолета Toyota AB. Для армии производился также упрощенный кабриолет ABR – c защитной решеткой радиатора и обрезанными крыльями. Кроме того, в 1937 – 1944 гг. выпускались закрытые штабные машины Toyota AC – c V-образным ветровым стеклом и «запасками» на крыльях.
До настоящего времени сохранился только один легковой автомобиль Toyota довоенного периода – модель AA. Машина была обнаружена на Дальнем Востоке в 2008 году. Интересно, что поначалу она продавалась как Сhrysler Airflow, но коллекционеры определили ее истинную марку. В настоящее время машина экспонируется в знаменитом автомузее Louwman в Гааге (Нидерладны). Примечательно, что автомобиль решили не реставрировать, а сохранить его в найденном виде.