Ровно 75 лет назад, 6 января 1946 года с конвейера сошел первый серийный ГАЗ-51. На его базе украинские предприятие выпускали целый ряд автомобилей разных специальностей
Долгие годы ГАЗ-51 был самым массовым грузовиком в стране. Руководство отрасли упорно не хотело снимать его с производства. И только в первом квартале 1975 году выпуск этой, уже изрядно устаревшей модели пришлось-таки прекратить. Всего было изготовлено 3 млн 481 тыс. 033 автомобилей.
Грузоподъемность автомобиля составляла 2,5 т, а на грунте 2,0 т. Его 6-цилиндровая рядная «шестерка» была наследница американского двигателя Dodge D5 образца 1934 года. При рабочем объеме 3,5 л она развивала 70 л. с. и разгоняла груженую машину – такое уж совпадение цифр – до 70 км/ч.
Американское влияние прослеживалось и во внешности. Форму капота позаимствовал и ленд-лизовской трехоски Studebaker US6. Фары, наполовину утопленные в крыльях, напоминали о легковом Ford 1937 года. А конструкция т. н. универсального кузова была такая же, как и на многих «американцах» времен Второй мировой: решетчатые борта были не откидные, но зато с откидными продольными скамейками, а открывался лишь только задний борт.
Что же касается кабины, то она у ГАЗ-51 была довольно примитивной – с металлическим каркасом, но с деревянным покрытием задней стенки и дверей, а крыша была обтянута брезентом. В 1949 году основные панели кабины стали металлическими, но вплоть до 1955 году двери облицовывались снаружи еще фанерой.
Понятно, что массовый грузовик выпускают не только с бортовой платформой. Это были и самосвалы, и седельные тягачи. А к ним добавлялось обширное семейство специализированных и специальных автомобилей.
Так, на Одесском автосборочном заводе в 1948-55 гг. выпускались самосвалы типа ГАЗ-93. Они имели укороченное шасси – длиной 5240 мм вместо 5525 мм у ГАЗ-51 и 5725 мм у ГАЗ-51А. Сзади на раме был ее буксирный прибор, а простые крюки.
Стальной кузов с разгрузкой назад имел не слишком большой объем – всего 1,65 м куб. у ГАЗ-93А, но для перевозки легковесных грузов можно было нарастить борта. Естественно, грузоподъемность была 0,25 т меньше, чем у бортовой машины: 2,25 т на шоссе, а на грунте и того меньше – 1,75 т.
В Украине выпускались и другие версии ГАЗ-51. Карловский механический завод, что в Полтавской области производил с 1962 года автомобиль-цистерну АЧПТ-1,9 для перевозки молока. Сама цистерна на 1900 л была изготовлена из алюминия, покрыта теплоизоляционным материалами и досками, а снаружи обшита листовой сталью. Наполнялась она с использованием вакуума двигателя.
Одесский завод автомобильных заправочных агрегатов выпускал с 1966 года топливозаправщик АТЗ-2,2-51А. Цистерна эллиптического сечения была изготовлена из листовой стали. Емкость ее составляла 2200 л, а производительность насоса – 400 л/мин.
Нельзя не упомянуть и об украинских автобусах на шасси ГАЗ-51. Черниговское предприятие «Кинотехпром» начала в 1959 году в небольшом количестве производить капотные автобусы на базе ГАЗ-51. Выпускалась и их грузопассажирская версия – с меньшим количеством боковых окон и глухим грузовым отсеком в задней части кузова.
С 1962 года в Чернигове стали выпускать небольшими партиями на том же шасси автобусы уже вагонной компоновки . Поначалу каркас кузова делали деревянным, за что машине позже дали название «Чернигов-Д». А с 1966 года на шасси ГАЗ-51А стали производить и цельнометаллические автобусы.