X

Ремни безопасности: Спасатели-юбиляры

Ремни безопасности – самое эффективное, наиболее доступное и простое в использовании средство пассивной безопасности в автомобиле. А ведь они были изобретены еще 100 лет назад!

Ремни безопасности – самое эффективное, наиболее доступное и простое в использовании средство пассивной безопасности в автомобиле. А ведь они были изобретены еще 100 лет назад!

Ремни безопасности – самое эффективное, наиболее доступное и простое в использовании средство пассивной безопасности в автомобиле. А ведь они были изобретены еще 100 лет назад!

Ремни безопасности за свою историю не прекращали эволюционировать, причем не только конструктивно, но и в понимании людей. Если в начале ХХ века их встретили неприязнью и насмешками, то в конце века общество осознало всю степень их важности.

«Иногда мне звонят благодарные люди, которые остались в живых благодаря моим ремням. Это согревает сердце и подсказывает мне, что я сделал что-то для человечества».

Нильс Болин, изобретатель трехточечных ремней безопасности.

Ремни принесли огромную пользу человечеству. Уже в 70-х годах XX столетия после повсеместного принятия законов об их обязательном использовании количество ДТП со смертельным исходом во многих странах мира сократилось в 2-3 раза. Особенно поражает статистика смертельных травм головы при фронтальных столкновениях: их стало меньше в 9 раз! Только в США с 1966 года благодаря ремням удалось сохранить более 300 тысяч жизней, что сравнимо с населением среднего областного центра Украины.Тем более обидно, что на просторах бывшего СССР ремни не в почете. Иначе как объяснить, что из тысяч колесящих по нашим дорогам автомобилистов пристегнут лишь каждый десятый?! Удивляет и бездействие отечественной ГАИ. Да, Правила дорожного движения обязывают пристегиваться ремнями всех пассажиров, однако гаишники на данное нарушение закрывают глаза.

 Основные вехи эволюции автомобильных ремней безопасности
1885В США был выдан первый патент на ремень безопасности, но к автомобилям он не имел никакого отношения, так как предназначался для фиксации кучера кареты.
1907Запатентован первый в истории автомобильный ремень, который использовался вплоть до 70-х. Он был поясным и застегивался на уровне бедер.
1909Впервые в прессе об автомобильном ремне безопасности упоминается в одной из английских газет в рубрике «Изобретения чудаков».
1920Ремнями начали оснащать некоторые гоночные автомобили.
1951Американские инженеры-авиаторы Роджер Грисуолд и Хьюдж Де Хевен изобрели ремень с Y-образной схемой и замком на животе. Данная конструкция хотя и обеспечивала гораздо более серьезный уровень защиты, но в повседневной жизни была неудобна, особенно для женщин.
1957В Германии ремни в качестве опции начали устанавливать на спортивные модели Mercedes и Porsche.
Шведский авиационный инженер Нильс Болин изобрел трехточечные ремни с V-образной схемой, которая применяется и по сей день.
1959Volvo выпустила первые серийные автомобили моделей P120 Amazon и PV544, оборудованные трехточечными ремнями безопасности.
1967По желанию автопроизводителя, ремни безопасности стали устанавливаться на задние сиденья автомобилей.
1972Первая серьезная эволюция ремней. Появился инерционный механизм натяжения ремней, обеспечивающий пассажирам большие свободу и безопасность.
1973Вышло постановление Совмина СССР, обязывающее наладить массовое производство ремней безопасности. В том же году на эстонском заводе «Норма» стартовал их выпуск.
1978С 1 октября в Европе оснащение задних сидений новых автомобилей ремнями безопасности стало обязательным.
1979В СССР введено обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях легковых автомобилей.
1987Начало использования преднатяжителей, позволяющих в момент столкновения натягивать ремень, прижимая пассажиров к сиденьям.
1994Первые национальные «Правила дорожнього руху», утвержденные постановлением Кабинета министров Украины 31 декабря 1994, обязали пристегиваться всех пассажиров в автомобиле, где ремни предусмотрены конструкцией.

Евгений Сокур
Фото фирм-производителей и из архива редакции