В этот день 12 сентября, ровно 55 лет назад, на Парижском автосалоне дебютировал флагман марки Peugeot – модель 504. И вскоре она получила престижный титул «Европейский автомобиль 1968 года». Авторитетное международное жюри высоко оценило свежий дизайн модели и качество шасси. Отметило оно и такие особенности как мощный двигатель, плавность хода и хорошую обзорность.
Нужно сказать, что в 1960 – 1975 гг. фирма Peugeot тесно сотрудничала с известной дизайнерской компанией Pininfarina и апогеем этого «счастливого брака» как раз и стала модель 504. Кузов типа седан для нее разработал дизайнер этой компании Альдо Бровароне, а купе и кабриолет Франко Мартиненго. А вот универсал и пикап фирма Peugeot cоздала собственными силами.
Что касается механической части автомобиля, то он был заднеприводным. Интересно, что двигатель, расположенный в носовой части продольно, был наклонен вперед, чтобы понизить линию капота. Поначалу мотор имел рабочий объем 1,8 л и развивал 82 л. с., а в варианте с механическим впрыском – 96 л. с. Коробка была 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая.
В 1970 году появился новый, двухлитровый двигатель – мощностью 93 л. с. (с впрыском – 103 л. с.). В этом же году дебютировал и 2,1-литровый дизель в 64 л. с. А в 1974-м на купе и кабриолете начали устанавливать 2,7-литровый агрегат V6 в 136 л. с., разработанный совместно с Renault и Volvo. С таким мотором машина разгонялась до 186 км/ч.
Спереди тормоза были дисковые, сзади – дисковые или барабанные. Важно, что на передней панели имелся индикатор, предупреждающий об износе тормозных колодок.
В сентябре 1979 года был представлен пикап Peugeot 504 грузоподъемность 1100 кг. Он имел более длинную колесную базу и усиленную подвеску с листовыми задними рессорами. А позже получил и 5-ступенчатую коробку передач. Пикап мог оснащаться бензиновым двигателем в 1,6 л (62 л. с.) или двухлитровым дизелем (49 л. с.).
Интересно, что один из пикапов Peugeot 504 был переоборудован в так называемый «папа мобиль», то есть предназначался для торжественных выездов Папы Римского.
Модель 504 отличалась повышенной прочностью, надежностью и большим ходом подвески. Это делало ее привлекательной для работы в дорожных условиях стран третьего мира. Неслучайно авторитетная газета Los Angeles Times назвала его «рабочей лошадкой Африки».
Последний экземпляр машины европейского производства сошел с конвейера в 1983 году, а пикапы продолжали выпускать еще 10 лет. Всего в Европе было произведено более 3 млн. легковых автомобилей Peugeot 504. Кроме того, в Кении до 2004 года было изготовлено 27 тыс. машин, а в Нигерии до 2008 года из готовых машинокомплектов собрали ни много ни мало 425 тыс. автомобилей. Таким образом, автомобили модели 504 производились в общей сложности 38 лет.