В этот день, 12 июля 1817 года немецкий изобретатель Карл Дрез совершил первый пробег на изготовленной им двухколесной «беговой машине» – прямом предке современных велосипедов. Барон Карл Фрейхерр фон Дрез родился 29 апреля 1785 года в Карлсруэ. В 1803 – 1805 гг. в Гейдельбергском университете он изучал архитектуру, физику и сельское хозяйство.
Изготовленный им в 1817 году двухколесный самокат имел деревянную раму характерной формы. Усевшись на него верхом, изобретатель опирался локтями на продолговатую поперечную подушку, а руки клал на длинный рычаг, при помощи которого управлял передним поворотным колесом.
Приводить самокат в движение нужно было, отталкиваясь от земли ногами. Интересно, что при этом Дрез, дабы сохранить обувь, надевал на ботинки металлические «носки». Позаботился конструктор и об аксессуарах, повышающих комфорт. Зонтик защищал от солнца и дождя, а специальный парусиновый щиток – от сильного ветра.
Свой первый пробег Карл совершил, отправившись из Манхейма в пригород. Весь путь туда и обратно – около 13 км – занял чуть больше часа. А несколько месяцев спустя он произвел новую сенсацию, преодолев 60 км за 4 часа.
В 1818 году Дрез получил патент на свое изобретение, которое назвав Laufmachine – «машина для бега». И вправду, скорость передвижения на ней была как у бегущего человека – 13-15 км/ч. Подобные машины вскоре получили распространение для доставки почты и их стали называть по имени изобретателя – дрезинами.
Нужно сказать, что тогдашние дороги, изрытые колеями от конных повозок, мало подходили для двухколесных транспортных средств. Но когда владельцы последних стали ездить по тротуарам, возникла проблема безопасности для пешеходов. И в итоге власти запретили использовать двухколесный транспорт. Возродился он лишь спустя несколько десятилетий, уже в виде педальных велосипедов.
Что же касается Карла Дреза, то он продолжал делать открытия. В 1821 году он изобрел классическую пишущую машинку с клавиатурой, а позже – мясорубку. А в 1842 году неугомонный конструктор разработал транспортное средство с ручным приводом – для езды по железнодорожным путям. Оно широко использовалось много десятилетий и тоже известно под названием дрезина.
А что касается двухколесного предка велосипеда, то его точная копия в натуральную величину сегодня красуется у входа в мэрию Карлсруэ – в память о талантливом изобретателе, который жил, работал и умер в этом городе.
Кстати, Карлсруэ недавно стал городом-побратимом Винницы. По этому поводу прибывшей туда украинской делегации подарили масштабную копию «беговой машины» Карла Дреза. И сегодня она экспонируется в Винницком музее моделей транспорта.