X

Предку автомобиля исполнилось 250 лет

В этом году отмечается 250 лет старейшему самоходному экипажу, дожившему до наших дней, детищу французского изобретателя Кюньо

Военный инженер Николя Жозеф Кюньо в 1770 году представил в Париже властям и широкой публике самоход, которому дал название «Огненная телега». Это был прямой предок всех современных автомобилей, да в общем-то и паровозов.

Еще в 1764 году генерал Грибоваль заинтересовался предложением Кюньо – создать машину для перевозки артиллерийских орудий и боеприпасов к ним. Проект поддержал военный министр – князь Шуазель, и были выделены средства для создания прототипа.

По некоторым данным, в октябре 1769 года состоялась пробная поездка первого в мире парового самоходного экипажа. Однако он был еще несовершенен и даже не имел топки. Чтобы нагреть воду в котле, под ним прямо на земле разжигали костер. Полученного пара хватало на 12 – 15 минут езды.

На следующий год Кюньо представил более совершенную машину. Она была побольше и могла перевозить до 4 т груза. Самоход уже имел топку. Кочегар – по-французски «шоффер» – периодически подбрасывал топливо в огонь. Паровой двигатель имел два больших вертикальных цилиндра. Он располагался над единственным передним колесом, которое и было ведущим. А впереди машины нависал, словно горшок на ухвате, округлый медный котел для воды.

Самоход мог двигаться со скоростью около 4 км/ч. При этом переднее колесо его было явно перегружено. И во время демонстрационной поездки, на глазах высокопоставленных гостей и многочисленной публики машина вышла из-под контроля и врезалась в стену. После того у сильных мира сего интерес к самоходу надолго пропал.

В июне 1804 года к власти в стране пришел император Наполеон Бонапарт. Идея машины для перевозки орудий его заинтересовала. Он распорядился создать специальную комиссию, чтобы определить пригодность самохода Кюньо для военных целей. Но равнодушные чиновники не спешили выполнять это указание, а у престарелого изобретателя уже не было сил отстаивать свое изобретение. Он умер в бедности 2 октября 1804 года в возрасте 79 лет. А его уникальную машину отправили в парижский Музей искусств и ремесел, где она хранится и поныне.