Первый мотоцикл в Украине был одним из первых в мире
Известный отечественный «Исторический Автоклуб» недавно обнародовал интересную информацию – о самом первом мотоцикле, появившемся в Украине. Им был мотоцикл немецкой фирмы Hildebrand & Wolfmuller. Его привез в Одессу еще в 1895 году местный мастер-скрипач Петро Вовчар – человек, который живо интересовался техническими новинками.
Нужно сразу сказать, что названная немецкая фирма, основанная в 1894 году в Мюнхене, была самым первым в истории производителем серийных мотоциклов. А ее изделие, которое появилось в «городе у моря», имело серийный номер «14», т. е. было одним из ранней партии машин.
Конструкция этого мотоцикла весьма любопытна. Его бензиновый мотор не имел карбюратора: тот еще только изобретали. Поэтому смешивание топлива с воздухом происходило просто в бензобаке, при его встряхивании во время езды. Далее полученная рабочая смесь поступала по специальной трубке непосредственно в цилиндры. Кстати, бак для системы водяного охлаждения был сделан в форме заднего крыла.
Не было еще и обычных свечей зажигания. Воспламенение горючей смеси в цилиндрах производилось за счет так называемых калильных трубок, которые перед запуском мотора предварительно нагревали паяльной лампой. И только затем мотор начинал работать по четырехтактному циклу.
В трансмиссии отсутствовали и сцепление, и коробка передач. Усилие от поршней передавалось при помощи тяг-шатунов непосредственно на заднее колесо, а то исполняло роль маховика. Резиновые эластичные ленты служили для возврата шатунов в исходное положение. Подобная схема, понятно, возможна была только при весьма тихоходном двигателе. А он и был таковым: максимальное число оборотов не превышало 240 в минуту.
Чтобы завести такой двигатель, нужно было сначала разогнать мотоцикл вручную, а затем на ходу вскочить в седло. Мотор в 2,5 л. с. обеспечивал скорость 45 – 50 км/ч. А чтобы остановиться, следовало жать на тормоз до тех пор, пока двигатель не заглохнет.
Нужно сказать, что немецкая публика поначалу проявляла большой интерес к необычному продукту Hildebrand & Wolfmuller. Но затем пошла волна недовольства: запуск был затруднен, машина не отличалась надежностью. Посыпались рекламации и даже судебные иски. Вот и пришлось уже в 1897 году выпуск этих мотоциклов прекратить.
А как же сложилась судьба украинского первенца? Долгие годы он находился в Одессе, хотя был уже не на ходу. В 1981 году мотоцикл отвезли в москву, а затем он попал в одну из коллекций в Западной Европе, где находится и поныне.
О дальнейшем развитии мотоциклетного дела в Украине подробно рассказывается в прилагаемом видео.