Первому в мире грузовику исполнилось 128 лет
Десять лет спустя после дебюта первого в мире автомобиля, созданного Готлибом Даймлером, 18 августа 1896 года появился и первый в мире грузовик, разработанный им же. Его изготовили в Бан-Каннштадте на предприятии Gottlieb Daimler Fabric.
Машина весила 1,2 т и была рассчитана на перевозку полутора тонн груза. На деревянных колесах тележного типа со стальными ободами была водружена крепкая рама, тоже деревянная. На ней крепился весьма длинный бортовой кузов для груза. А открытое всем ветра сиденье водителя было вынесено аж за переднюю ось.
Двигатель же располагался за задней осью, в специальном металлическом ящике с решеткой в тыльной стенке. Это был мотор Phoenix с двумя вертикально расположенными цилиндрами. Рабочий объем его составлял 1060 см куб. и он развивал 4 л. с.
Трансмиссия была ременная, при этом 4-ступенчатая. Крутящий момент передавался на промежуточную ось, а уже от нее – на две внушительные шестерни с внутренним зацеплением, которые были установлены на внутренних поверхностях задних колес. Кстати, подвеска этих колес была пружинная. Максимальная скорость составляла 12 км/ч.
Передняя ось была неразрезной. Она крепилась на поворотном круге тележного типа при помощи одной эллиптической поперечной рессоры. От рулевой колонки, установленной вертикально, отходили две цепи, при помощи которых и можно было поворачивать всю переднюю ось целиком.
Для остановки машины служили тормозные башмаки, которые прижимались к стальным ободам задних колес. Для приведения их в действие служил внушительный рычаг, расположенный справа от водителя.
Стоимость машины Даймлер оценил в 5200 марок. И в октябре 1896 года она была продана лондонской компании British Motor Syndicate. И вот что интересно: к 125-летнюю юбилею макет первого грузовика вместе с оригиналом более поздней модели – 1898 года – совершила путешествие в Лондон. Машины доставил их потомок – современный магистральный тягач Mercedes-Benz Actros.
Второй образец грузовика Даймлера, построенный как и первый в 1896 году, имел грузоподъемность уже 2,5 т. Двигатель не располагался сзади, а перекочевал под сиденье водителя. Он имел рабочий объем 1527 см куб. и развивал 5,6 л. с. Максимальная скорость была прежней – 12 км/ч. Отметим, что в системе рулевого управления уже применялись шарниры.
Один подобный автомобиль выпуска 1898 года хранится в музее Mercedes-Benz в Штутгарте. Это старейший в мире бензиновый грузовик, доживший до наших дней. Таких машин было выпущено несколько штук. Интересная деталь: среди самых первых покупателей грузовиков Daimler в Германии были пивовары, которые использовали эти машины для перевозки своей продукции.
В 1898 году появился и грузовик Daimler с двигателем, расположенным уже спереди, под скругленным совкообразным капотом. Один из них, который тоже дожил до наших дней и хранится в Транспортном музее Дрездена, имел грузоподъемность 2,0 т. Двигатель, впрочем, был все такой же – двухцилиндровый, 1527 см куб., 6 л. с.
Не забывал Готлиб Даймлер и про легкие развозные машины, которые производил с 1897 года. Самая маленькая из них – тоже с передним мотором – имела грузоподъемность 500 кг. И все с тем же 6-сильным мотором развивала уже 16 км/ч.
В 1890 году Готлиб Даймлер скончался, и его фирма была преобразована в акционерное общество Daimler Motoren Gesellschaft. Управлять им стал сын изобретателя – Пауль Даймлер.