X

От императора до президента

История автомобильного подразделения, обслуживающего первых лиц России, насчитывает 100 лет. Эта дата послужила поводом для организации уникальной экспозиции, которая стала настоящей жемчужиной прошедшей в Москве традиционной автомобильной выставки «Олдтаймер – Галерея Ильи Сорокина».

История автомобильного подразделения, обслуживающего первых лиц России, насчитывает 100 лет. Эта дата послужила поводом для организации уникальной экспозиции, которая стала настоящей жемчужиной прошедшей в Москве традиционной автомобильной выставки «Олдтаймер – Галерея Ильи Сорокина».

История автомобильного подразделения, обслуживающего первых лиц России, насчитывает 100 лет. Эта дата послужила поводом для организации уникальной экспозиции, которая стала настоящей жемчужиной прошедшей в Москве традиционной автомобильной выставки «Олдтаймер – Галерея Ильи Сорокина».

Первый самодвижущийся экипаж на территории Российской Империи появился в 1891 году. Французский автомобиль марки Panhard & Levassor привез издатель газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Увидев на парижской выставке автомобиль, он решил, что лучшего способа привлечения внимания к своему изданию не найти. Эта двухместная открытая машина имела расположенный сзади двухцилиндровый V-образный мотор Daimler объемом 1030 см куб., который развивал 3 л. с. Спустя несколько лет автомобили стали появляться и в других городах империи.

Несмотря на живой интерес к различным техническим новшествам, император Николай II первоначально не жаловал самодвижущиеся экипажи. Виной тому была не только их низкая надежность, но и активное сопротивление сановных чиновников, предпочитавших пафосные конные упряжки. Большую роль в преодолении у Николая II предвзятого отношения к шумным и капризным автомобилям сыграл князь Орлов, один из ярых поклонников нового транспортного средства. Он неоднократно устраивал для царской семьи выезды на своем роскошном французском Delaunay-Belleville и убедил Николая II обзавестись собственным гаражом, указ об организации которого был издан в марте 1907 года. Именно князю Орлову были поручены закупки необходимых автомобилей, число которых к концу года превышало десяток. В 1917-м гараж насчитывал более полусотни машин разных марок от лучших производителей Европы: Benz, Delaunay-Belleville, Mercedes, Rolls-Royce и Renault. Не обходил государь своим вниманием и отечественные бренды – в его автопарке значились российские марки «Лесснер» и «Руссо-Балт», причем последняя имела титул «поставщика двора Его Императорского Величества».

9 июня 1905 года Николай II сделал в своем дневнике такую запись: «В 3 часа отправились на моторе Орлова в Гатчину через Красное Село». С этой поездки и началось увлечение русского царя автомобилями.

После февральской революции 1917 года Императорский гараж превратился в «Автомобильную базу Временного правительства», а в октябре того же года перешел в подчинение правительству большевиков. Борцы с буржуями ничтоже сумняшеся использовали роскошные машины из царского гаража. Например, Ленин ездил в открытом царском Delaunay-Belleville 45CV, Троцкий – в лимузине Rolls-Royce, а «Железный Феликс» предпочитал американские Packard.

Колеса пролетариев

В 1918 году гараж вместе с советским правительством переехал в Москву. Автомобили, обслуживавшие Ленина и его ближайшее окружение, разместились в Кремле. 31 декабря 1920 года Ленин подписал приказ о создании «Особого гаража», который чуть позже получил название «Гараж особого назначения» (ГОН). Его возглавил бессменный шофер Ленина Степан Казимирович Гиль.

В довоенное время среди правительственных машин по-прежнему преобладали иномарки. В начале 20-х большую партию Rolls-Royce заказал для диктатуры пролетариата глава советской торговой миссии в Великобритании Лев Борисович Красин. Чешский писатель Гофмейстер однажды стал свидетелем выезда кремлевского кортежа, о чем написал: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР…»

В 30-е годы приоритеты большевиков изменились – завязалась «дружба» с американцами, которые после Великой депрессии пытались расширить свое присутствие на внешних рынках. Для закупок техники, оборудования и автомобилей было основано Американо-Советское торговое представительство (АМТОРГ). По данным разных источников, с 1925 по 1945 год в США было закуплено от 25 до 50 тысяч легковушек.

С 1922 по 1953 год ГОН возглавлял Павел Удалов – личный водитель Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил нарком национальностей, был английский Vauxhall 1914 года, некогда принадлежавший матери Николая II. Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. Одним из любимых автомобилей вождя стал подаренный президентом США Ф. Рузвельтом Packard Twelve. Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в срочном порядке перекрасить ее в «государственный» черный.

Любовь «отца народов» к американскому Packard привела к созданию его советской копии – ЗИС-110, дебютировавшему в 1945 году. Эти величественные автомобили составили основу правительственного гаража. На базе 110-го строили бронированные ЗИС-115, машины с открытыми кузовами кабриолет и фаэтон, а также полноприводные версии.

Хрущевская оттепель ознаменовалась отказом от мрачных броневиков в пользу открытых автомобилей семейства ЗИЛ-111, которые были выполненны в духе американского «аэростиля». На смену им во времена «дорогого Леонида Ильича» пришли чемоданоподобные ЗИЛ-114 и 117, ставшие прародителями современных правительственных ЗИЛов.

Почувствуй себя президентом

При первом президенте России Ельцине в ГОНе на первые роли вновь вышли иномарки – немецкие Mercedes-Benz, которые и сегодня несут штандарты первого лица российского государства.

Новая эпоха, ознаменовавшаяся сменой в России политического строя и проникновением рыночных отношений во все сферы жизни, не обошла стороной и когда-то суперсекретное подразделение. Теперь, чтобы воспользоваться услугами профессионалов ГОНа, не обязательно быть частью политического истеблишмента страны – достаточно обладать некоторым количеством денежных знаков. Например, трансфер из любой точки Москвы в аэропорт или на вокзал на машине из ГОНа обойдется в сумму от 1,7 до 7 тыс. рублей ($65–270) в зависимости от модели. А аренда нового Mercedes-Benz S-Klasse с водителем будет стоить от 8000 рублей за 4 часа ($310).

Трицикл Сoudell (Германия), 1899 г.
В 1899 году этот трицикл завоевал золотую медаль на 1-й Автомобильной выставке в Берлине и был приобретен Николаем II для Царскосельской школы. До революции он находился в Императорском гараже в Гатчине, а в 1941 году был передан в Московский государственный политехнический музей.
Peugeot Bebe (Франция), 1914 г.
Покупку Peugeot Bebe приурочили к именинам 10-летнего наследника престола Алексея. 9 октября Николай II записал в своем дневнике: «…Видели Алексея в парке, который катался в подаренном ему маленьком моторе». После революции автомобиль находился в ленинградском Дворце пионеров, а в 1942 году был уничтожен – в здание попала бомба, поэтому на выставке представлен аналогичный экземпляр.
Packard Eight (США), 1933 г.
Любимая марка Сталина – американский Packard – отличалась изысканным дизайном и великолепными техническими характеристиками. Именно с моделей начала 30-х годов и началось увлечение Генсека, впоследствии ставшее причиной копирования автомобилей Packard советскими конструкторами, – так после войны появился ЗИС-110.
Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost (Великобритания), 1922 г.
На этой машине Ленин с Крупской последний раз приезжали в Москву – это было 19 октября 1923 года. После смерти Ильича автомобиль вернулся в гараж Совнаркома, а 11 декабря 1959-го после реставрации на «ЗИЛе» занял место в Центральном музее В. И. Ленина.
ЗИС-115 (СССР), 1954 г.
Модель ЗИС-115 является автомобилем скрытого бронирования, от стандартного ЗИС-110 внешне она почти не отличается. Агрегаты шасси модернизированы и усилены, толщина стекол – 75 мм. Кроме обычных дверных замков, обе задние и правая передняя дверь снабжены цепочками, гарантирующими невозможность случайного открытия дверей на ходу. Автомобиль оборудовался кондиционером. Для безотказной работы в экстремальных ситуациях применен сдвоенный масляный насос, дополнительный масляный радиатор и вторая АКБ.
ЗИЛ-41072 «Скорпион» (Россия), 1999 г.
«Скорпион», созданный для правительственной охраны, оборудован широкими наружными подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне, люком в крыше, а также механизмом мгновенного открывания заднего окна для ведения огня.
ЗИС-110П 4Х4 фаэтон (СССР), 1956 г.
Было построено два полноприводных фаэтона, но до наших дней сохранился лишь один. Экспонируемый автомобиль обслуживал Н. С. Хрущева.
ЗИЛ-111В (СССР), 1960 г.
14 апреля 1961 года из аэропорта в Кремль на этом автомобиле проехал первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
ГАЗ 24-95 «Волга» (СССР), 1973 г.
Известно лишь о двух сохранившихся экземплярах полноприводной «Волги», которая была собрана на узлах и агрегатах ГАЗ-69. Экспонируемый автомобиль обслуживал Леонида Ильича Брежнева во время поездок на правительственную дачу в Завидово.
ЗИЛ-111Д (СССР), 1967 г.
На этом ЗИЛе-111Д, подаренном Брежневым лидеру ГДР Эрику Хонекеру, немецкие чиновники встречали Фиделя Кастро в 1974 году. После отстранения Хонекера от власти его автомобили долго простаивали в правительственном гараже, пока некоторые из них не пустили с молотка. В 2003 году на одном из аукционов в Швейцарии ЗИЛ-111Д приобрел российский коллекционер и вернул «подарок» на родину.

Сергей Иванов
Фото автора