От императора до президента
История автомобильного подразделения, обслуживающего первых лиц России, насчитывает 100 лет. Эта дата послужила поводом для организации уникальной экспозиции, которая стала настоящей жемчужиной прошедшей в Москве традиционной автомобильной выставки «Олдтаймер – Галерея Ильи Сорокина».
История автомобильного подразделения, обслуживающего первых лиц России, насчитывает 100 лет. Эта дата послужила поводом для организации уникальной экспозиции, которая стала настоящей жемчужиной прошедшей в Москве традиционной автомобильной выставки «Олдтаймер – Галерея Ильи Сорокина». |
Первый самодвижущийся экипаж на территории Российской Империи появился в 1891 году. Французский автомобиль марки Panhard & Levassor привез издатель газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Увидев на парижской выставке автомобиль, он решил, что лучшего способа привлечения внимания к своему изданию не найти. Эта двухместная открытая машина имела расположенный сзади двухцилиндровый V-образный мотор Daimler объемом 1030 см куб., который развивал 3 л. с. Спустя несколько лет автомобили стали появляться и в других городах империи.
Несмотря на живой интерес к различным техническим новшествам, император Николай II первоначально не жаловал самодвижущиеся экипажи. Виной тому была не только их низкая надежность, но и активное сопротивление сановных чиновников, предпочитавших пафосные конные упряжки. Большую роль в преодолении у Николая II предвзятого отношения к шумным и капризным автомобилям сыграл князь Орлов, один из ярых поклонников нового транспортного средства. Он неоднократно устраивал для царской семьи выезды на своем роскошном французском Delaunay-Belleville и убедил Николая II обзавестись собственным гаражом, указ об организации которого был издан в марте 1907 года. Именно князю Орлову были поручены закупки необходимых автомобилей, число которых к концу года превышало десяток. В 1917-м гараж насчитывал более полусотни машин разных марок от лучших производителей Европы: Benz, Delaunay-Belleville, Mercedes, Rolls-Royce и Renault. Не обходил государь своим вниманием и отечественные бренды – в его автопарке значились российские марки «Лесснер» и «Руссо-Балт», причем последняя имела титул «поставщика двора Его Императорского Величества».
| |
После февральской революции 1917 года Императорский гараж превратился в «Автомобильную базу Временного правительства», а в октябре того же года перешел в подчинение правительству большевиков. Борцы с буржуями ничтоже сумняшеся использовали роскошные машины из царского гаража. Например, Ленин ездил в открытом царском Delaunay-Belleville 45CV, Троцкий – в лимузине Rolls-Royce, а «Железный Феликс» предпочитал американские Packard.
Колеса пролетариев
В 1918 году гараж вместе с советским правительством переехал в Москву. Автомобили, обслуживавшие Ленина и его ближайшее окружение, разместились в Кремле. 31 декабря 1920 года Ленин подписал приказ о создании «Особого гаража», который чуть позже получил название «Гараж особого назначения» (ГОН). Его возглавил бессменный шофер Ленина Степан Казимирович Гиль.
В довоенное время среди правительственных машин по-прежнему преобладали иномарки. В начале 20-х большую партию Rolls-Royce заказал для диктатуры пролетариата глава советской торговой миссии в Великобритании Лев Борисович Красин. Чешский писатель Гофмейстер однажды стал свидетелем выезда кремлевского кортежа, о чем написал: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР…»
В 30-е годы приоритеты большевиков изменились – завязалась «дружба» с американцами, которые после Великой депрессии пытались расширить свое присутствие на внешних рынках. Для закупок техники, оборудования и автомобилей было основано Американо-Советское торговое представительство (АМТОРГ). По данным разных источников, с 1925 по 1945 год в США было закуплено от 25 до 50 тысяч легковушек.
С 1922 по 1953 год ГОН возглавлял Павел Удалов – личный водитель Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил нарком национальностей, был английский Vauxhall 1914 года, некогда принадлежавший матери Николая II. Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. Одним из любимых автомобилей вождя стал подаренный президентом США Ф. Рузвельтом Packard Twelve. Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в срочном порядке перекрасить ее в «государственный» черный.
Любовь «отца народов» к американскому Packard привела к созданию его советской копии – ЗИС-110, дебютировавшему в 1945 году. Эти величественные автомобили составили основу правительственного гаража. На базе 110-го строили бронированные ЗИС-115, машины с открытыми кузовами кабриолет и фаэтон, а также полноприводные версии.
Хрущевская оттепель ознаменовалась отказом от мрачных броневиков в пользу открытых автомобилей семейства ЗИЛ-111, которые были выполненны в духе американского «аэростиля». На смену им во времена «дорогого Леонида Ильича» пришли чемоданоподобные ЗИЛ-114 и 117, ставшие прародителями современных правительственных ЗИЛов.
Почувствуй себя президентом
При первом президенте России Ельцине в ГОНе на первые роли вновь вышли иномарки – немецкие Mercedes-Benz, которые и сегодня несут штандарты первого лица российского государства.
Новая эпоха, ознаменовавшаяся сменой в России политического строя и проникновением рыночных отношений во все сферы жизни, не обошла стороной и когда-то суперсекретное подразделение. Теперь, чтобы воспользоваться услугами профессионалов ГОНа, не обязательно быть частью политического истеблишмента страны – достаточно обладать некоторым количеством денежных знаков. Например, трансфер из любой точки Москвы в аэропорт или на вокзал на машине из ГОНа обойдется в сумму от 1,7 до 7 тыс. рублей ($65–270) в зависимости от модели. А аренда нового Mercedes-Benz S-Klasse с водителем будет стоить от 8000 рублей за 4 часа ($310).