Было время, когда слово «тюнинг» встречалось только на шкале настройки прибалтийских радиоприемников – да и то латиницей. Однако и тогда водители пытались «настраивать» машину под себя. Вспомним?
Было время, когда слово «тюнинг» встречалось только на шкале настройки прибалтийских радиоприемников – да и то латиницей. Однако и тогда водители пытались «настраивать» машину под себя. Вспомним?
| | Было время, когда слово «тюнинг» встречалось только на шкале настройки прибалтийских радиоприемников – да и то латиницей. Однако и тогда водители пытались «настраивать» машину под себя. Вспомним? |
Пионеры отечественного тюнинга в массе своей были далеки от проблем замены распредвалов, подбора пар трансмиссии и перенастройки системы питания – по причине того, что и стандартных-то запчастей было не сыскать. Поэтому тюнинг советской эпохи представлял собой чистое украшательство. Хотя в виде исключения встречались конструкции, достойные внимания с технической точки зрения.
Совершенствуя технику
Пожалуй, наиболее распространенным техническим усовершенствованием было применение узлов от самых «продвинутых» в то время «Жигулей» на более архаичных отечественных машинах. Например, «вазовскую» КП умельцы приспосабливали вместо хлипкой «москвичевской» коробки, а карбюраторы ДААЗ пристраивали на свои моторы те счастливцы, которые сумели приобрести «Волгу» в личное пользование, но не желали удовлетворять ее непомерный аппетит. Это делалось кустарно, и не все усовершенствования были сколько-нибудь эффективны, однако независимо от результата давали владельцу повод для гордости.
Едва ли не единственным примером промышленного подхода служат поступившие в продажу в конце 80-х комплекты гидравлических компенсаторов для клапанов заднеприводных ВАЗов. Устройства избавляли от необходимости регулировать зазоры и снижали шумность работы двигателя.
Обувка своими руками
Преобразить машину могли необычные колеса, но в стране лучших в мире танков и ракет не производили никаких автомобильных дисков, кроме стандартных. Поэтому некоторые отчаянные автолюбители, чтобы получить с внешней стороны колеса заветную «полку», сваривали один широкий диск из двух стандартных, разрезанных на токарном станке на ближайшей автобазе. Получалось эффектно, но из-за отсутствия «резины» шириной более 175 мм приходилось использовать стандартные узкие покрышки, что порой приводило к труднообъяснимым авариям. Нестандартные колесные колпаки в доперестроечном СССР существовали в одном-двух исполнениях, и достать их было, как сегодня говорят, нереально.
Подручная косметика
Естественно, производством обвесов для изменения формы кузова никто не занимался – даже знаменитые раллийные «Лада Вихур» из Эстонии отличались от серийных «пятерок» только отсутствием бамперов и расширителями колесных арок. К тому же применять на машине внешние детали от других моделей запрещала строгая и всемогущая ГАИ. Из доступных «наворотов» широко использовались антенны, «противотуманки», всевозможные фонари; реже – сдвоенные бамперы, устанавливаемые один над другим. Еще одно стилистическое решение, предшествовавшее появлению пластикового обвеса, – резиновый «подвес»: передние и задние брызговики, фартуки под бампером, полоски-антистатики. Некоторые из этих аксессуаров в силу доступности не утратили актуальности до сих пор.
Уют в интерьере
В стране, где «шестерка» и «двадцать четвертая» были пределом мечтаний, цель повысить комфорт в салоне никогда не ставилась. Во всяком случае, о шумо- и виброизоляции знали мало. Тюнинг обычно сводился к украшению интерьера мехом, бахромой и бархатом, а также к его доукомплектации крышками дефлекторов обдува, точенными из плексигласа ручками и кнопками, цветными пленками вверху лобового стекла и прочими «полезными» усовершенствованиями.
Игорь Широкун
Фото автора и Сергея Кузьмича