Недавно состоялось очередное заседание известного «Исторического Автоклуба», на котором обсуждалась тема самых старых мотоциклов на территории Украины. Были рассмотрены многочисленные образцы, представленные как в музеях, так и в частных собраниях.
Наиболее почтенным по возрасту мотоциклом в Украине долгие годы был образец, выпущенной немецкой фирмой Hildebrand & Wolfmuller в 1895 году. Особо интересно, что немногочисленные представители данной модели были… самыми первыми серийными мотоциклами в мире!
И вот один из них и приобрел для своей коллекции одессит Генрих Немиотт. Полторалитровый двигатель развивал всего 2,5 л. с. Тем не менее он разгонял машину до 50 км/ч. К сожалению, в 80-е годы этот мотоцикл ушел за границу.
А не так давно самым старым мотоциклом в Украине был Harley-Davidson, модель X8 Single 1912 года, купленный за границей уже в наши дни. Сегодня он украшает целую коллекцию разнотипных мотоциклов этой марки, представленных в музее Harley-Davidson в Киеве. Одноцилиндровый двигатель (494 см куб.) развивает 4,3 л. с. и обеспечивает максимальную скорость 56 км/ч.
Однако в декабре прошлого года музей «Мотомир» Александра Фролова в городе Каменском, Днепропетровской области пополнился куда более старым мотоциклом, выпущенным в 1893 году, причем весьма оригинальным. Ранее он демонстрировался в Будапеште, в Haris Automuseum, но когда тот стал распродавать свои экспонаты его и купил Александр Фролов.
На раме велосипедного типа, изготовленной в Венгрии, был установлен совершенно необычный шведский двигатель внутреннего сгорания. Топливом для него служил не бензин или керосин, а ацетилен, который выделялся там при добавлении воды в карбид. Конструкция эта очень взрывоопасна, и потому на машине, похоже, почти не ездили. Впрочем, благодаря этому она, наверное, и дожила благополучно до наших дней. Этот мотоцикл члены «Исторического Автоклуба» и признали единодушно самым старым мотоциклом в Украине.
А каким же был самый первый мотоцикл украинского производства? Еще в 1931 году на Харьковском автосборочном заводе выпустили партию мотоциклов ХМЗ-1М с двигателем 350 см куб., который развивал 7 л. с. Максимальная скорость составляла 90 км/ч. Сколько же было выпущено таких машин? Украинский журнал тех лет «Авто та шляхи» (1931 г., №23) называет такие цифры: 30 ед., из них 6 – в 1931 году. Сегодня же в некоторых современных российских источниках гуляет на порядок большая цифра – около 300 ед. Неужели просто приписали нолик?
А самой первой, уже массовой моделью украинского производства стал легкий мотоцикл К-1Б. Производство его было развернуто на Киевском мотозаводе. И соответственно машина получил и имя собственное – «Киевлянин». Всего в 1946 – 1953 гг. было выпущено 29 065 ед. Одноцилиндровый мотор (98 см куб.) развивал 2,3 л. с. и обеспечивал «максималку» 50 км/ч.
Фактически это была копия немецкой модели фирмы Wanderer. Но на данной базе киевляне разработали и оригинальную собственную версию – столь нужную в послевоенные годы инвалидную мотоколяску К1В.
https://www.youtube.com/watch?v=kVNl7UY1IvA" layout="responsive" width="1000" height="563">