Увидеть своими глазами коллекцию братьев Шлумпф – мечта каждого любителя автомобильной старины. Благодаря друзьям из компании Peugeot мы смогли насладиться этим поистине фантастическим зрелищем.
Наиболее обширный, названный Automobile Adventure – «приключения автомобиля», иллюстрирует развитие конструкции машины от истоков до наших дней. Одним из первых посетителей встречает мощный швейцарский Dufaux, разменявший сто лет. Рядный восьмицилиндровый двигатель этого гоночного авто объемом без малого 13 литров резко контрастирует с деревянными «артиллерийскими» колесами и цепной передачей – но такое уж было время. Автомобиль построили в 1904 году в Женеве братья Шарль и Фредерик Дюфо. На некоторых старых фотографиях за рулем гоночного Dufaux запечатлен молодой английский джентльмен, имя которого не нуждается в представлении – Чарльз Стюарт Роллс. Самый же древний экспонат музея – паровой Jacquot образца 1878-го.
В следующем большом зале – Racing Section – находятся гоночные болиды. Среди них обладатель мирового рекорда скорости в 110 км/ч двухместный паровой Serpollet типа H 1902 года. Здесь же можно увидеть победивший в Ле Мане в 1971-м Porsche 917K, а также коллекцию машин французской марки Gordini, приобретенную Гансом Шлумпфом в 60-е годы у компании Амадео Гордини.
Лучшие из лучших демонстрируются в «Зале шедевров» – Hall of Masterpieces. Шестью экземплярами представлена легендарная Hispano-Suiza, в том числе три модели J12 с 12-цилиндровыми моторами. Тут же расположена большая коллекция Rolls-Royce, включающая принадлежавший Чарли Чаплину Silver Ghost выпуска 1924 года, и жемчужины всей коллекции – автомобили Bugatti 41 Royale. Наиболее ценное – роскошное ландо 1930 года, окрашенное в синий и черный цвета, известное как Coupe Napoleon. Его кузов – творение Жана Бугатти. Огромный автомобиль с базой 4300 мм и 12,8-литровым двигателем долгое время находился в собственности семьи Бугатти. Другой представленный в Мюлузе Royal имеет четырехдверный закрытый кузов английской фирмы Park Ward. От обширной галереи выставленных дорожных и спортивных Bugatti глаза разбегаются, ведь здесь можно увидеть не только почти все известные авто марки, но и несколько редких, даже уникальных машин. Наиболее представительной является подборка автомобилей Type 57 в различных вариантах исполнения.
Коллекция Национального автомобильного музея слишком велика, чтобы ее можно было охватить за один раз. Помимо уникального собрания Bugatti, в цехе бывшей фабрики находятся сотни машин других изготовителей, каждая из которых вполне могла бы украсить приличный музей мирового уровня, не говоря уж о заводских собраниях. Многие ли сейчас помнят о существовавшей в конце XIX – начале XX столетий марку De Dion Bouton? Яркую историю этой компании иллюстрирует внушительное собрание из двух десятков автомобилей.
В одной только Франции на рубеже ХХ века насчитывалось около 600 автомобильных фирм. Жизнь большинства из них, правда, оказалась недолгой. Все же Шлумпфам было из чего выбирать. Поэтому рядом с продукцией всемирно известных компаний здесь экспонируются машины давно забытых марок вроде Brasier, Barr, Leon Bollee, Guy, Farman, Piccard Pictet, Rochet, Schnaider, Le Zebre, Gardner-Serpollet, Gregoire, Lorraine-Dietrich и т. д. А еще есть несколько концептуальных авто прошлых лет, например, созданные дизайнером Паулем Арценсом La Baleine 1938 и 1942 года.
Не стоит забывать и о значительном количестве автомобилей, ожидающих восстановления в запасниках, собственной реставрационной базе, внушительной библиотеке, магазинчике сувениров. Кроме того, на расположенном по соседству небольшом треке несколько раз в год проводятся автомобильные праздники под открытым небом. Если будете во Франции, обязательно найдите время, чтобы увидеть коллекцию братьев Шлумпф. Гарантирую – вы запомните ее на всю жизнь…