Автобусы «Таджикистан-1» с дерево-металлическим кузовом выпускали малыми партиями и сегодня это настоящий раритет
Какие только интересные автобусы сегодня не гниют по глубинкам. Вот, например, недавно в Туле был найден раритетный автобус «Таджикистан-1». Об этом пишет автомобильный журналист Николай Марков на своей страничке в Фейсбук. Такие машины на шасси ГАЗ-51 строили на авторемонтном заводе в городе Чкаловске, Солдгийской области Таджикистана. Автобусы выпускали довольно малыми партиями – с 1966 по 1976 гг. было изготовлено всего 1089 машин.
Кузов округлой формы был аналогичен литовскому автобусу КАГ-3 и имел в основе деревянный каркас. Со временем в его конструкции вносились изменения: появились сдвижные форточки, стекла вставлялись не в деревянные рамки, а в резиновые уплотнители; начали устанавливать отопитель от ЗИС-155, а на крыше – вентиляционные люки.
«Таджикистан-1» имел колесную базу 3300 мм. Салон был рассчитан на 30 человек (мест для сидения – 23). Автобус оснащался 6-цилиндровым бензиновым двигателем ГАЗ-51 мощностью 70 л. с. Максимальная скорость была около 70 км/ч.
Автобусы не использовались в качестве рейсовых, а применялись исключительно как служебные. Были ли эти машины в Украине неизвестно, а вот их наследники – «Таджикистан-3205» на шасси ЗИЛ-130, построенные на совместном предприятии «Худжант-ЗИЛ”, встречались на наших дорогах еще в конце 90-х начале 2000-х гг.