Мечта из прошлого – ВАЗ-2101 отмечает 50-летний юбилей
Пятидесятый день рождения – прекрасный повод рассказать об истории создания модели ВАЗ-2101. В конце 60-х гг. прошлого века советский автопром не в состоянии был предложить потребителю действительно современную модель массового легкового автомобиля. Машины «Москвич-412» имели множество недостатков. И как это часто бывало, опять пришлось обратить взоры на Запад. Советские специалисты, нужно отдать им должное, выбор сделали неплохой: автомобиль Fiat 124, который заслуженно завоевал престижный международный приз «Европейский автомобиль 1967 года».
Конечно, эту модель, исходя из условий эксплуатации в СССР, решили усовершенствовать. Двигатель, в отличие от итальянского, стал верхнеклапанным. Задние тормоза, вместо дисковых, поставили барабанные, более подходящие для наших условий. Естественно также усилили подвеску. Увеличили и дорожный просвет.
Выпуск было решено начинать с чистого листа. Для этого в городе Тольятти был построен с нуля мощный Волжский автомобильный завод.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, а уже к концу этого года их было выпущено более 20 тысяч. Интересно, что три десятка этих автомобилей были отправлены за бугор: в Польшу, Бельгию и Финляндию – для ознакомления с потенциальными зарубежными покупателями.
А теперь о легендарном названии модели. По результатам конкурса, проведенного среди читателей авторитетным автомобильным журналом «За рулем» еще в 1968 году, машины получили имя собственное – «Жигули» (сокращение от Жигулевские горы)- в соответствии с советской географической традицией («Москвич», «Волга», «Запорожец», «Волынь», «Колхида»). По другим данным, название «Жигули» предложил конструктор А.М. Черный и оно было утверждено директором завода В.Н. Поляковым еще в начале 1967 года. А вот на экспорт автомобили шли под более благозвучным и, кстати, имеющим славянские корни, названием LADA.
Нужно сказать, что качество первых серий автомобилей ВАЗ-2101 было весьма высоким, ведь оно жестко контролировалось представителями фирмы FIAT, и на них использовались импортные комплектующие. В дальнейшем качество подупало, но все равно оставалось достаточно высоким. Неслучайно купить ВАЗ-2101 было куда сложнее, чем тогдашний «Москвич-412».
Автомобиль ВАЗ-2101 имел 4-цилиндрвовый двигатель рабочим объемом 1198 см куб и мощностью 64 л.с. Максимальная скорость составляла 142 км/ч. Данная модель выпускалась с 1970 по 1983 гг. – всего было произведено 2 млн. 710 тыс. 930 экземпляров.
С 1974 по 1981 год производилась также модель ВАЗ-21011, которая имела незначительные изменения в дизайне кузова и в интерьере, но главное – оснащалась более двигателем рабочим объёмом 1294 см куб и мощностью 69 л.с. Таких машин было выпущено более 2 млн 317 тыс. 272 ед. Таким образом, суммарный объем производства “копейки” превысил 5 млн штук.