X

Машина, самолет, пулемет

Hispano-Suiza


В рубрике «Авторитет» обычно мы рассказываем об истории
различных отдельно взятых моделей, а в «Автобиографиях» описываем
истории целых фирм, с указанием их места создания, истории развития
и т.д. Эта статья во многом соответствует критериям «Автобиографии»,
но все же главный – стремление «просветить» читателей, жаждущих знаний
в области уникальных образцов автомобилестроения, – более характерен
для «Авторитета». Посему нынешний «Авторитет» будет несколько нетрадиционным.
В нем будет рассказано не об одной машине, а о целом семействе моделей.
Предметом описания и столь необычных перемен в структуре материала
стала продукция компании Hispano-Suiza.

Hispano-Suiza
– эти слова для сведущего человека звучит, как музыка, как олицетворение
самых высоких идеалов автомобилестроения. Именно эта марка была тем флагманом,
на которого равнялись Bugatti, Rolls-Royce и им подобные. Под именем Hispano-Suiza
с 1904 по 1944 годы было выпущено около 6 тысяч автомобилей. Можно смело
утверждать, что это была одна из тех немногих марок автомобилей, которая
была «вхожа» в любой императорский дом. На этих машинах ездили люди, которые
навсегда оставили свой след в истории человечества. Среди имен первых
владельцев автомобилей Hispano-Suiza можно вспомнить богатейших и знатнейших
особ того времени: мультимиллионер Андре Дебонне (по совместительству
автогонщик, победитель профессиональных гонок Париж – Ницца), император
Японии Хирохито, авиапромышленник Генри Потеза, художник Пабло Пикассо,
русская прима-балерина Ида Рубенштейн, а еще генерал де Голль, семья парфюмеров
Коти… Их было много, Hispano-Suiza – одна. Учитывая небольшое число
выпущенных автомобилей, каждая Hispano-Suiza была на вес золота в прямом
смысле этого выражения.


Автомобиль с эмблемой «взлетающий аист» может послужить
лучшим из утешений для любого автоколлекционера мира. Как подтверждение
– тот факт, что практически все автомобили, дожившие до сегодняшнего дня,
коротают свой век либо в частных коллекциях, либо в музеях.


Раз уж мы заговорили о музеях, устроим небольшой экскурс
в историю марки.


Жизнь полна крайностей и парадоксов. «Отец» компании
Hispano-Suiza был мечтательным, но невероятно одаренным инженером. Иногда
складывается такое впечатление, что этот выходец из Швейцарии при желании
мог легко создать автомобиль, способный «побить» по популярности бестселлер
всех времен и народов – «Жук». Но заниматься маленькими машинами Марк
Биркинг стал лишь на заре своей карьеры. Впоследствии он укрупнил производство,
достигнув уровня производителя самых дорогих мелкосерийных автомобилей.


Слава пришла к компании после того, как в 1910 году Поль
Занурелли на автомобиле «Т15» выиграл Большой приз Болоньи. Все бы и осталось
еще одной историей из мира спорта, если бы королева Испании не подарила
машину-победительницу своему мужу – королю Испании Альфонсо XIII. Это
стало началом золотого пути Hispano-Suiza. Предприимчивый Марк Биркинг
после резкого повышения интереса к модели-победительнице переименовал
ее в честь короля Испании – Альфонсо XIII. Посыпался град заказов, и чтобы
с ним справиться, понадобились настоящие производственные мощности, а
не мастерская в Испании. Центральный офис перенесли в пригород Парижа
– с производственным потенциалом Франции путь к самому лучшему автомобилю
был куда короче, нежели в кустарной Испании.


Пока суть да дело, настал 1914 год, а это, если вы помните
по урокам истории – война. Именно она изменила судьбу инженера и подарила
миру эмблему «взлетающего аиста». В отличие от большинства населения земли
инженеры относятся, к боевым действиям если не с любовью, то уж во всяком
случае без отвращения. Для них это отличная возможность поупражняться
в изобретении новых технологий, которые в мирное время не находят применения.
Посудите сами, кому нужен «на гражданке» пулемет, стреляющий через лопасти
вращающегося пропеллера самолета. Но нет худа без добра. Развитие военной
промышленности подразумевает и развитие различных моторизованных транспортных
средств.


Hispano-Suiza получила большой правительственный заказ
на силовые агрегаты для самолетов (50000 штук), а также на разработку
стрелкового оружия. Одним словом, производство встало на широкую ногу
и это стимулировало исследования. Как подтверждение этому – менее чем
за год получено 150 патентов на изобретения.


С авиацией связана и история возникновения эмблемы фирмы.
Знаменитый летчик, гроза воздушного моря первой мировой – Жорж Гинем нанес
на фюзеляж своего истребителя символ оккупированной Эльзас Лотарингии
-взлетающий аист. На этом самолете тоже стоял двигатель Hispano-Suiza,
да к тому же летчик был хорошим другом Марка Биркинга. В конце войны летчик-ас
был сбит и в память о бесстрашном пилоте Биркинг заказал скульптору Базину
выполнить объемный образ аиста. Эта фигурка стала фирменным знаком Hispano-Suiza.


На этом эпопею с историей мы, пожалуй, и закончим. Перейдем
непосредственно к самим автомобилям.


При баснословной по тем временам цене, а самая дешевая
модель стоила от 100000 франков (для сравнения: правительственный лимузин
Renault стоил 52000 франков) Hispano-Suiza даже не утруждала себя производством
кузовов. На заводе производили и продавали лишь шасси! Но зато какое!
Каркас автомобиля изготавливали из орехового и красного дерева. Кузов
клиенты заказывали в кузовных ателье, а те уже изготавливали их в индивидуальном
порядке, а значит двух абсолютно одинаковых Hispano-Suiza быть попросту
не могло. Каждая из них уникальна. Но даже среди уникальных машин есть
более и менее уникальные. Наибольшую популярность, если так вообще можно
говорить о столь эксклюзивных авто, получила модель «Hispano-Suiza H6».
Но мы хотели бы рассказать о самой дорогой серии Hispano-Suiza – J1268.


Первая половина названия означает, что на машину устанавливается
12-цилиндровый двигатель. Ничего, казалось бы, особенного, сегодня 12-цилиндровых
двигателей тоже хватает. Но этот был просто уникальным, особенно учитывая
время его изготовления – начало 30-х годов.


Представленный на Парижском автосалоне в 1931 году этот
мотор стал центром всеобщего внимания. Это сейчас людям безразлично, что
в. Rolls-Royce ставят двигатель от BMW 7-й серии, а тогда всем было важно,
чтобы это был действительно уникальный силовой агрегат. И V12 от Hispano-Suiza
был действительно уникален. В его конструкции уже тогда широко применялись
такие технологии как: алюминиевые сплавы, что делало двигатель гораздо
легче; зеркальная полировка стенок цилиндров и поршней; коленвал имел
семь опорных точек. Отдельный разговор – это плавность работы двигателя.
Словами этого описать так никто и не смог и мы не беремся. Гораздо более
красноречивым может послужить простой эксперимент. На капот работающей
машины ставили на ребро монетку и она не падала. Ну что, обладатели «крутых
тачек», слабо проделать такой трюк?


Это еще не все. Объем этого чуда техники составляет в
различных модификациях от 9420 до 11310 см. куб. Разница в объеме двигателя
достигалась за счет изменения длины хода поршня. У меньшего двигателя
диаметр/ход поршня составляют 100/100, а у 11-литрового монстра 100/120
мм. Машина оснащалась трехступенчатой полностью синхронизированной механической
КПП. Работала она отменно, переключение было мягким, как ни у какой иной.
Пресловутый Rolls-Royce увидев эту КПП решил не мудрствуя лукаво просто
купить патент на ее производство. Вот вам и сильные мира сего.


Самое примечательное в модели J1268 то, что немного позже
точно такой же двигатель применялся в качестве силовой установки скоростных
поездов. Посудите сами, при таком объеме с двигателя «снимали» всего 220
л.с. у 9,5-литрового и 252 л.с. у 11,3-литрового. Какой тогда должен быть
у них крутящий момент?


Это чудо автомобилестроения является одним из самых желаемых
объектов ценителей автомобильного искусства. Выпущено машин с шасси J1269
было всего 100 штук, при том что количество заказов было огромное. Цена
Hispano-Suiza J1268 составляла 200000 франков, да плюс еще постройка кузова
в ателье.


Самое интересное касается финансовой стороны. Будучи
не источником дохода, а объектом страсти автомобили выпускались буквально
поштучно. При таких черепашьих темпах производства и огромных затратах
человеко-часов на производство одной машины оно все же было рентабельным!


До сегодняшних дней дожили не все произведенные автомобили
Hispano-Suiza, что еще больше поднимает цену на оставшиеся. Но с другой
стороны, разве может быть цена у искусства. Как может человек продать
прекрасное? Это было бы похоже на предательство.


Hispano-Suiza потихоньку исчезают с планеты, как вымирающий
вид. Те экземпляры, которые остались в заботливых руках коллекционеров,
проживут еще долго, но как жаль, что они не могут размножаться.

 
Модель Кузовное ательеГод выпускаЧисло цил-ов – раб. объем, см3Размер/ход поршня, ммМощность, л. с.Макс.ско-рость, км/чНынешний владелец
J1268Vanvooren1933V1 2-9420100/100220170Части, кол., Испания
J1268BisVanvooren1933V12-11310100/120252170Частн.кол., США

Андрей Волощенко