Для экс-советских заводов выпуск одной и той же модели на протяжении десятков лет – признак ущербности. В случае с празднующим полувековой юбилей Lotus Seven – это памятник гению конструктора, чьи идеи с честью выдержали проверку временем: сегодня реплики «семерки» выпускаются во всем мире.
Для экс-советских заводов выпуск одной и той же модели на протяжении десятков лет – признак ущербности. В случае с празднующим полувековой юбилей Lotus Seven – это памятник гению конструктора, чьи идеи с честью выдержали проверку временем: сегодня реплики «семерки» выпускаются во всем мире.
Для экс-советских заводов выпуск одной и той же модели на протяжении десятков лет – признак ущербности. В случае с празднующим полувековой юбилей Lotus Seven – это памятник гению конструктора, чьи идеи с честью выдержали проверку временем: сегодня реплики «семерки» выпускаются во всем мире. |
Первым делом самолеты?
Колин принялся переделывать колымаги для участия в соревнованиях. И эмпирическим путем, постоянно участвуя в гонках, он пришел к оптимальной формуле, реализованной в Lotus MkVI: шасси и трансмиссия Austin 7, форсированный мотор и самодельный кузов родстер.
После службы в авиации Чепмен попал в концерн British Aluminium, где окончательно сформировалась концепция его «Лотусов»: трубчатый каркас, обшитый алюминиевыми листами, плюс мягкая подвеска в сочетании с очень жестким шасси, гарантирующая отменную управляемость. Лучше всего результаты его творчества характеризует то, что организаторы вынуждены были изменить правила проведения соревнований – MkVI выигрывали все и вся. Впрочем, на тот момент у Колина уже было столько заказов, что он решил официально выпускать непобедимые «шестерки» и в 1952-м на средства своей подруги зарегистрировал Lotus Engineering.
Злостный уклонист
«Семерка» изначально задумывалась как дорожная версия MkVI, чью тесноту и жесткое «трамвайное» шасси вне трасс терпеть было невозможно. Хотя внешне они отличались мало, по сути это были разные автомобили. Хотя Чепмен и увеличил базу, но рослые водители за рулем все равно не помещались, а при поднятом тенте влезть-вылезти из родстера мог разве что школьник.
Передняя независимая подвеска на поперечных рычагах получила витые пружины и стабилизатор поперечной устойчивости, задний мост на винтовых пружинах с направляющими рычагами и тягой Панара позаимствовали у седана Standart Ten. Конструкция шасси не изменилась, но принцип экономии веса был возведен в абсолют: дворники, брезентовый верх, коврики, одометр и кузовная краска числились в опциях, боковые окна и «печка» не предлагались вовсе. Зато весил Seven всего 330 кг и даже при нижнеклапанном Ford 100Е (1194 см куб., 40 л. с.) разгонялся на высшей, 3-й передаче до 130 км/ч. Топовая версия Super 7 c фактически гоночным CC FWA (1097 см куб., 75 л. с.) весила 372 кг и развивала все 165 км/ч. Потрясающие удельная мощность и устойчивость давали водителю возможность ездить, руководствуясь лишь инстинктами и интуицией и оттачивая навыки прохождения поворотов в управляемом заносе.
Жизнь после смерти
При цене в 990 фунтов Lotus конкурировал разве что с Mini, но фактическая стоимость составляла всего 587 фунтов – так что «семерку» называли четырехколесным мотоциклом не только за ее управляемость. Дело в том, что, внимательно изучив законодательство, супруги Чепмен стали выпускать «Лотусы» в виде сборочного комплекта, поскольку такой вид продажи не облагался налогом. Начинающей фирме это было выгодно, а истинным поклонникам доставляло особое удовольствие собрать свой болид собственными руками.
И все же мало кто мог предположить, что этот кургузый автомобиль с мотоциклетными колесами и шинами, «велосипедными» крыльями и фарами станет любимцем публики, олицетворением британской школы спорткаров и будет выпускаться так долго. Тем более что сам Чепмен быстро охладел к «семерке» и в 1973-м прекратил ее производство. Но Seven не умер: права на него вместе со всем оборудованием приобрел Caterham. Колин считал, что удачно пристроил лежалый товар – ведь с 1973 года на подобные «конструкторы для взрослых» вводился налог. Сегодня модификации и реплики «семерки» строят более 20 фирм во всем мире. А значит, Lotus Seven «живее всех живых».