Lamborghini LM002: Внедорожник, обогнавший время
Этот автомобиль был призван заменить в армиях НАТО сотни тысяч устаревших Willys/Jeep, но рекрутировали его в количестве аж 42 штук погранвойска Саудовской Аравии. Строился он на деньги, предназначенные для разработки BMW М1, и едва не стал последним из Lamborghini. Вряд ли тогда кто-то мог предположить, что этот вездеход с брутальной внешностью обозначит мировую тенденцию в строительстве полноприводников.
Этот автомобиль был призван заменить в армиях НАТО сотни тысяч устаревших Willys/Jeep, но рекрутировали его в количестве аж 42 штук погранвойска Саудовской Аравии. Строился он на деньги, предназначенные для разработки BMW М1, и едва не стал последним из Lamborghini. Вряд ли тогда кто-то мог предположить, что этот вездеход с брутальной внешностью обозначит мировую тенденцию в строительстве полноприводников. |
В истории Lamborghini Automobili Srl 1975 год едва не стал последним. Только-только ставшее на ноги детище тракторостроителя Ферруччо Ламборгини с трудом пережило карибский кризис, повлекший обвал спроса на дорогие спорткары. Пережило – ценой потери независимости. Как оказалось, новые хозяева Жорж-Анри Росетти и Рене Леймер абсолютно не представляли, что делать с дешево доставшейся фирмой, у которой продажи падали на глазах.
Поэтому когда партнеры Росетти из Chrysler предложили ему участие в тендере на поставку для армий НАТО «многоцелевого тактического автомобиля» (в случае победы сулившего минимум $60 млн.), швейцарцы тут же бросили на новый проект LM (Lamborghini Military) все силы фирмы. Включая «антикризисный» транш итальянского правительства.
Пентагон против
Так в Женеве в 1977 году рядом с футуристическими Countach и Urraco появился багги-переросток Cheetah, названный в честь самого быстробегающего подвида африканского гепарда. Увы, решение строить армейский внедорожник по суперкаровским канонам оказалось утопией. Причем мудреная пространственная рама (а не общепринятая тогда лестничная) и сверхдорогие углепластиковые панели – еще куда ни шло. Но вот решение сгруппировать огромные «крайслеровские» V8 и автоматическую КП перед задней осью оказалось фатальным.
Из-за крайне неудачной развесовки Сheetah (5900 см куб., 183 л. с., 2042 кг, 167 км/ч, 11 с) на показательных выступлениях сиганул с трамплина и, сделав обратную петлю, рухнул на нос. В присутствии высших пентагоновских чинов. Пластик рассыпался в разные стороны, тяжеленный мотор сорвало с подушек, раму повело… Хуже того, прознав, что прототип строили итальянцы (формально в тендере участвовало MTI, придворное крайслеровское экспериментальное КБ), да еще и фирма, стоящая на грани банкротства, вояки вообще не допустили MTI к тендеру. И когда спустя 4 года Lamborghini представил на суд военных новый внедорожник LM001 (4750 см куб., 382 л. с., 180 км/ч) – тот же Сheеtah с дверьми, крышей и V8 от American Motors – они даже не рассмотрели заявку итальянцев.
Как в воду глядели: устроенные в том же году покатушки для влиятельных шейхов в Аравийской пустыне выявили кучу недостатков LM001, главным из которых была перегруженная задняя ось. Из-за нее пикап задирал нос и при резком разгоне, и при скоростном маневрировании.
Восток – дело прибыльное
Показанный в Женеве в 1982 году Lamborghini LMА (4800 см куб., 322 л. с., 188 км/ч) был результатом тщательнейшей работы над ошибками. Лишняя буква в индексе (Аnteriore c итальянского – «впереди») указывала на расположение V12, позаимствованного у Countach LP500S. Конечно, подобные тактико-технические характеристики для армейского внедорожника – чересчур, но новые хозяева фирмы, братья Мимрам, уже не надеялись на военные заказы, которые вскоре достались Hummer. Целевой аудиторией LMА стали разбогатевшие на нефти арабы.
Осенью 1985 года была подготовлена серийная версия LMА (5167 см куб., 455 л. с., 201 км/ч), к тому моменту переименованная в LM002. Она получила V12 с двумя распредвалами и шестью вертикальными карбюраторами от только что дебютировавшего Countach quattrovalvole, схематически схожую с «кунташевской» независимую подвеску обеих осей на винтовых пружинах, отключаемый передний привод и усиленную КП от ZF, усилитель рулевого управления и кондиционер.
Свои недостатки капризный прожорливый внедорожник компенсировал безграничным запасом мощности, громадным крутящим моментом и высокой проходимостью: благодаря максимально поджатой под «брюхо» трансмиссии клиренс увеличился с 262 до 295 мм. Правда, только на песке, под который создавались покрышки Scorpion размерностью 345/60 R17, специально «сваренные» Pirelli для самого быстрого внедорожника мира. Поэтому основная масса из 311 «ноль-ноль-вторых» ушла на Ближний Восток.
Lambo Rambo
Вторым по значимости рынком для полноприводного Lamborghini стали США. Специально для них в том же 1985-м разработали сразу две модификации LM002. Первая, LM/american, была просто ее более комфортабельной версией, обретшей подобающие цене и марке изысканность и шик. Кожаная обивка от Conolly, ореховые панели, ворсистые коврики, множество электронных устройств и сервоприводов, дорогущая аудиосистема класса Hi-End.
Вторая – LM 004 (7300 см куб., 495 л. с., 550 Нм, 220 км/ч, 7с) была вершиной серии: она оснащалась циклопическим V12, устанавливавшимся на гоночные катера королевского класса UIM. Обе модели пошли в производство в 1987 году, когда компания попала под контроль старого знакомого Chrysler.
«Четверка» стала самым дорогим импортным автомобилем в Северной Америке и оставалась таковым вплоть до 1992 года, когда его производство свернули синхронно с разводом Lamborghini и Chrysler. Последний из 112 экземпляров «американца», который к тому моменту оснащался инжекторным V12 от Diablo (5707 см куб., 492 л. с., 580 Нм, 210 км/ч) в марте 1993 года приобрел чемпион мира Ф-1 Кеке Росберг.
До тихого помешательства на внедорожниках высшего класса оставалось каких-то пять лет…
Прототипы и модификации Lamborghini LM002 | |
Lamborghini LM002 |
|