X

Круговорот истории

В 1932 г . благодаря компании Ford в Советском Союзе появился мощный автопроизводитель ГАЗ. «Фордовцы» в рекордные сроки помогли построить автозавод, подготовили кадры и внедрили новый способ производства. Спустя 75 лет Горьковский автозавод снова обратил свой взор за океан.

В 1932 г . благодаря компании Ford в Советском Союзе появился мощный автопроизводитель ГАЗ. «Фордовцы» в рекордные сроки помогли построить автозавод, подготовили кадры и внедрили новый способ производства. Спустя 75 лет Горьковский автозавод снова обратил свой взор за океан.

В 1932 г . благодаря компании Ford в Советском Союзе появился мощный автопроизводитель ГАЗ. «Фордовцы» в рекордные сроки помогли построить автозавод, подготовили кадры и внедрили новый способ производства. Спустя 75 лет Горьковский автозавод снова обратил свой взор за океан.

Историческое соглашение о строительстве завода в Нижнем Новгороде было подписано Высшим советом народного хозяйства СССР и Ford Motor Company 31 мая 1929 года. Заокеанская компания не только принимала активное участие в строительстве завода, но и организовала обучение наших специалистов в Америке, а также внедрила конвейерную сборку автомобилей и передала чертежи и технологию производства двух своих моделей.

ГАЗ-АА (1932–1949)

Автомобиль почти 30 лет служил народному хозяйству страны и стал основным транспортным средством во время Второй мировой войны. Из-за грузоподъемности в 1,5 т в народе его прозвали «полуторкой». Всего было выпущено около миллиона ГАЗ-АА.

ГАЗ-М1 (1936–1943)

Наследник модели «А» также создан под влиянием Ford-40 V8. Особенности «эмки»: жесткая Х-образная лонжеронная рама и регулируемые передние сиденья. Вместо мощной V-образной восьмерки, которая установлена на американской модели, горьковскую машину оснастили 4-цилиндровым рядным модернизированным мотором ГАЗ-А.

ГАЗ-А (19321936)

Эта модель стала первым серийным легковым автомобилем производства СССР. От своего прообраза Ford-A в технической части ГАЗ-А отличался усиленным картером сцепления и рулевым механизмом. Выпускался с кузовами фаэтон, седан и пикап. В 1935 году стал стотысячным автомобилем, выпущенным Горьковским автозаводом.

Уже 29 января 1932 г . из ворот Горьковского автозавода выехал первый автомобиль – грузовик ГАЗ-АА. Сначала все модели предприятия были практически точными копиями Ford-А и Ford-АА, даже их индексы совпадали.

ГАЗ-67 (1942–1953)

Выпуск внедорожника пришелся на середину войны. Предназначался автомобиль именно для боевых действий. После войны производство «газика» расширили, а также освоили выпуск «гражданских» версий 67-го, ставшего любимой машиной председателей колхозов и агрономов.

ГАЗ-51 (1946–1975)

Автомобиль, который пришел на смену легендарной «полуторке», был самостоятельно разработан «газовцами» и оказался настолько удачным, что продержался на конвейере целых 29 лет. На его базе построено множество машин разного назначения – от полноприводного ГАЗ-63 до автобусов, тягачей, самосвалов и др.

ГАЗ-М20 «Победа» (1946–1958)

«Победа» стала первым в мире автомобилем с понтонным кузовом (когда передняя часть объединена с решеткой радиатора, фарами и крыльями). По документам машина сначала называлась «Родина», но когда «вождь всех народов» Иосиф Сталин ознакомился с проектом автомобиля и задал вопрос: «А сколько стоит «Родина»?», машину, естественно, переименовали. С 1951 г . лицензионный автомобиль под маркой «Варшава» выпускали в Польше на заводе FSO.

ГАЗ-12 ЗИМ (1950–1960)

Именно на решетке радиатора ЗИМа впервые появился олень, символ Нижнего Новгорода. Кузов ГАЗ-12, как и у «Победы», был несущим. Шестиместный лимузин был в свободной продаже, правда, купить его за 40000 рублей могли немногие. Счастливыми владельцами данной модели стали украинские поэты Павло Тычина и Максим Рыльский.

ГАЗ-69 (1952–1973)

Автомобиль с рабочим названием «Труженик» пришел на смену 67-му, и уже первые партии машин отправились на освоение целины. «Шестьдесят девятый» стал последним серийным внедорожником «ГАЗ». Уфже с 1954 года производство начали переводить на Ульяновский автозавод, где впоследствии его сменил УАЗ-469.

За время своего существования «ГАЗ» выпустил немало автомобилей собственной разработки, впоследствии ставших настоящей легендой. В его модельном ряду были грузовики, легковушки, авто представительского класса, внедорожники и другая техника.

ГАЗ-21 «Волга» (1956–1970)

Родоначальницей всех «Волг» стала 21-я. В 1962 году начался выпуск «Волги» с кузовом универсал под индексом 22. В том же году появился и ГАЗ-23, изготовленный по заказу КГБ. Под капотом этой машины установили V-образную «восьмерку» от «Чайки», автоматическую КП и гидроусилитель руля.

ГАЗ-66 (1964–1999)

В автомобиле применен ряд серьезных новшеств: гипоидная главная передача, цельнометаллическая грузовая платформа, откидывающаяся вперед кабина, гидроусилитель руля и др. Машина имела низкий центр тяжести, что позволяло ей гораздо быстрее, чем предшественнику, проходить повороты и двигаться с более крутым боковым уклоном.

ГАЗ-13 «Чайка» (1959–1981)

«Чайка» остается самым красивым автомобилем, разработанным на заводе. Еще до начала серийного производства на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году ГАЗ-13 «Чайка» получила Гран-при. Автомобиль выпускался в трех кузовах: седан, универсал и кабриолет. На «Чайке» ездили Валентина Терешкова, Фидель Кастро, Галина Уланова, Михаил Шолохов.

ГАЗ-24 «Волга» (1970–1992)

Как и 21-я, 24-я выпускалась в кузовах седан и универсал. Эта машина короче и ниже предшественницы, но благодаря увеличенной колесной базе она стала вместительнее и комфортнее. В 1985 г . автомобиль модернизировали, вследствие чего изменился индекс модели – 24-10. Для КГБ выпускалась модификация 24-34 с мотором от «Чайки» и коробкой «автомат».

ГАЗ-14 Чайка» (1977–1988)

Второе поколение «Чайки» ГАЗ-14 внешне существенно отличалось от предшественницы. Кроме того, повысились надежность и комфортабельность автомобиля. Владельцем первой, еще предсерийной машины стал Леонид Брежнев, которому ее подарили на 70-летие. На ГАЗ-14 с кузовом кабриолет до сих пор принимают военные парады в Украине.

ГАЗ-53 (1961–1990)

Поначалу грузоподъемность автомобиля составляла 3,5 т, но после модернизации в 1983 г . ее повысили до 4,5 т. Параллельно с 53-м с 1966 года выпускался и его «младший брат», ГАЗ-52, построенный на узлах и агрегатах ГАЗ-51. 53-й уже давно снят с производства, но на наших дорогах он встречается довольно часто.

ГАЗ-3102 «Волга» (с 1982)

Автомобиль выпускался параллельно с 24-10, но считался гораздо престижнее и в свободную продажу первое время не поступал. Именно на 3102 впервые применили форкамерно-факельное зажигание. Впоследствии он полностью заменил на конвейере «24-ку». Современная «Волга» существенно отличается от первых ГАЗ-31, но по конструкции это все та же машина.

В 2006-м компания выкупила британский завод LDV (выпускающий развозные фургоны) и, как в тридцатые годы прошлого века, приобрела оборудование американского завода Sterling Heights вместе с лицензией на производство легковых автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Эти модели впоследствии призваны заменить «Волгу». Что ж, история повторяется…

ГАЗ-3307 (с 1990)

Четвертое поколение горьковских грузовиков до сих пор держится на конвейере. Грузовик планировали оснащать только экономичными дизельными моторами, а бензиновая версия должна была стать переходной. Но авто с бензиновыми моторами выпускались вплоть до введения норм Евро 2. За это время «газон» уже сменил четыре различных дизеля, по разным причинам снятых с производства, а сейчас донашивает пятый…

ГАЗ-3302 «Газель» (с 1994)

«Газель» быстро завоевала популярность у перевозчиков. Различные ее модификации выпускаются и в Украине. Сейчас ведется работа над проектом «Газель-2». Второе поколение этой модели будет базироваться на британских платформах LDV, охватывающих автомобили полной массой от 2,8 до 4,2 тонны.

Chrysler Sebring/Dodge Stratus ( с 2008)

Производство нового легкового автомобиля на платформе Chrysler Sebring/Dodge Stratus должно стартовать в январе 2008 года. Сейчас на заводе производятся монтаж и наладка оборудования, а также готовится проект ребрендинга и рестайлинга автомобиля. Кроме того, модели получат новые имена.

 Вне конвейера

Сегодня «ГАЗ» уже не одно предприятие, а целая группа, включающая в себя около 20 автопредприятий. Самые известные из них: Павловский автобусный завод, автомобильный завод «Урал», Голицынский автобусный завод, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов и др.

ГАЗ-3120 «Комбат» (2000)

Выпустив данный концепт, «газовцы» решили сыграть на ностальгических чувствах потенциальных покупателей. Это им вполне удалось, ведь стиль «Комбата» позаимствован у легендарного ГАЗ-69. Впрочем, сходство внедорожников сразу же бросается в глаза. Серийное производство машины стоимостью $12000 должно было начаться в 2001 году, но, как нередко случается, хорошая идея почила в бозе, и «Комбат» так и остался красивой игрушкой.

ГАЗ-3111 «Волга» (1999)

Дизайн новой «Волги» во многом напоминает ГАЗ-21. На заводе была выпущена небольшая партия машин, построена новая конвейерная линия и проведена сертификация продукции. Но автомобиль получился слишком дорогим, вследствие чего его массовое производство так и не началось.

ГАЗ-3106 (2003)

Еще один концепт «ГАЗа», с 2003 года путешествующий по автосалонам и долгое время обещавший стать серийным. Так, первую партию модели должны были собрать в 2006-м, а уже в нынешнем году выпустить 15 тыс. авто, но нехватка средств поставила крест на внедорожнике.

Евгений Сокур
Фото «ГАЗ» и из архива редакции