X

Когда появилась на автомобилях подвеска имени ее создателя

В этот день, 6 января 1953 года инженер-конструктор Эрл Стил МакФерсон получил патент США на новый тип подвески колес автомобиля, которая обрела впоследствии широкую популярность и была названа именем своего создателя.

Подвеска эта была независимой, рычажно-пружинной. Ранее существовавшие конструкции подобного типа имели два поперечных качающихся рычага – верхний и нижний. Но МакФерсон предложил новаторскую идею: обойтись лишь одним, нижним. А вместо второго он решил использовать высокорасположенный шарнир, связанный с нижним рычагом при помощи поворотной стойки. Упругим же элементом была вертикальная витая пружина, внутри которой размещался гидравлический амортизатор.

В чем же преимущество однорычажной подвески МакФерсона по сравнению с двухрычажной? Во-первых, она более дешевая и более технологичная в производстве. Во-вторых, имеет весьма небольшую ширину. И в-третьих, у нее меньшая масса.

Правда, она в значительно большей степени передает на кузов вибрации и шум. И кроме того, создает неудобства в обслуживании, например, при замене или ремонте амортизатора. Но тем не менее, она получила широкое распространение.

Эрл разработал свою подвеску еще во второй половине 40-х гг., когда был сотрудником General Motors. Он трудился там над дешевым автомобилем Cadet, однако эта машина так и не пошла в серию. И тогда обиженный конструктор уволился и в 1947 году пошел служить Форду.

Ford Vedette

Впервые подвеска МакФерсон была применена на элегантном Vedette 1948 модельного года, который выпускался французским филиалом компании Ford. На машине стояли двигатели V8 рабочим объемом 2,2 – 3,9 л мощностью 60 – 100 л. с.

Такую же подвеску получили и британские «родственники» среднего класса – Ford Zephyr модели 1950 года и Ford Consul 1951 года. Интересно, что англичане считают первыми крупносерийными автомобилями с подвеской Мак-Ферсон именно эти машины. И объясняют это так: модель Vedette поначалу выпускалась лишь в небольших количествах – из-за трудностей в освоении ее производства.

Ford Consul

Но как бы там ни было, число моделей с подвеской МакФерсон, производимых разными фирмами, росло с каждым годом. Интересно, что впоследствии конструкция претерпевала изменения. Нижний рычаг стал более мощным, треугольным. На некоторых моделях амортизатор ставили не внутри пружин, а отдельно. А на автомобиле Porsche 911 в качестве упругого элемента вообще применили не пружину, а торсион, то есть вал, работающий на скручивание.

Массовое распространение подвеска МакФерсон получила на Западе в 70-е гг. А вот советский автопром отреагировал на новинку с большим опозданием. Впервые такая конструкция появилась лишь на машинах ВАЗ-2108 в 1984 году, на «Москвиче-2141» в 1986-м, а двумя годами позднее и на ВАЗ-1111 «Ока».