Какие раритеты хранит музей с десятками грузовиков марки Tatra
В этот день, 17 ноября, два года назад в чешском городе Копршивнице открылся новый музей автомобилей известной марки Tatra. Экспозиция разместилась в просторном здании бывших ремонтных мастерских фирмы Tatra. На площади в 5000 м кв. выставлено 80 грузовых автомобилей самых различных по возрасту, по классу и по конструкции.
Ядро экспозиции составила частная коллекция любителя автостарины Иржи Глаха, которую предприятие Tatra выкупила у него в 2015 году. Кроме того, представлены экспонаты и из давно существующего заводского музея фирмы.
История коммерческих автомобилей Tatra начинается с автомобиля Nesseldorger грузоподъемностью 2,5 т, с двумя моторами общей мощностью всего 17 л. с., расположенными сзади. Оригинал, построенный в 1898 году, к сожалению, не сохранился, но в музее представлена его точная копия.
Новаторский однотонный грузовик Tatra 13 (1925 г.) стал первым в ряду оригинальных коммерческих автомобилей фирмы. Они имели несущую трубе вместо рамы, независимую подвеску всех колес на поперечных рычагах и двигатель воздушного охлаждения.
По такой же схеме был выполнен и представленный в музее пожарный автомобиль Tatra этого периода.
Еще одним представителем подобного типа машин стало трехосное шасси Tatra 24, предназначенное для автобусов.
Машины следующего десятилетия представляет, в частности, четырехтонный грузовик Tatra 85 (6х4), производство которого началось в 1936 году. Он имел 4-цилиндровый бензиновый мотор (8,1 л; 80 л. с.) и служил базой топливозаправщиков.
В экспозиции также представлена легендарная модель Tatra 111 (1942 г.) – первый в мире тяжелый грузовик, который имел V-образный 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения в 180 – 210 л. с.
Здесь Tatra 111 представлена в различных исполнениях – в качестве самосвала Tatra -147, экскаватора и топливозаправщика.
Интерес представляла «трехтонка» Tatra 115 (1948 г.) – попытка создать новую двухосную гамму грузовиков фирмы. Машина имела 4-цилиндровый дизель (4,94 л; 65 л. с.) и была изготовлена в количестве 1000 ед.
Полноприводный двухтонный автомобиль Tatra 805 (1953 г.) имел бензиновый мотор V8 от предстижной легковой модели Tatra 603 (2,5 л; 75 л. с.). На двух таких специально подготовленных машинах с кузовом фургон известные чехословацкие журналисты Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд совершили знаменитый марафонский пробег по странам Европы и Азии.
Не все знают, что фирма Tatra выпускала не только легковые автомобили и грузовики, но также и автобусы. В музее можно увидеть малоизвестную модель 50-х гг. Tatra 500HB.
В экспозиции также представлен новаторский по дизайну 12-тонный грузовик Tatra 138 (1959 г.) с дизельным «воздушником» V8 (11,8 л; 180 л. с.). В данном случае он был показан в виде армейского автокрана.
Наследник 138-й модели – автомобиль Tatra T148 (1969 г.) несколько изменил внешность и главное – получил новую «восьмерку» (12,7 л; 192 – 212 л. с.). В музее он представлен в варианте бетоносмесителя.
Мощное унифицированное четырехосное полноприводное шасси Tatra 813 Koloss (1967 г.) демонстрировалось в редкой версии S1, т. е. с кузовом самосвала, рассчитанного на 21 т.
В собрании присутствует специально подготовленная версия известного автомобиля Tatra 815, которая успешно выступала в знаменитом ралли-марафоне – «Париж-Дакар» в 1986 году. Двигатель в 407 – 520 л. с. позволял развивать ей скорость одо150 – 160 км/ч.
Еще одним интересным представителем семейства Tatra 815 является автодом, участвовавший в кругосветном путешествии. С 1987 по 1990 год машина проехела свыше 75 тыс. км, посетив 67 стран.
Гоночный автомобиль Tatra Jamal SRT, специально подготовленный для участия в соревнованиях по трак-рейсингу.
Представлены и уникальные прототипы, в частности две модели самосвалов Tatra 162 – капотной и бескапотной компоновки.
В музее также показан автомобиль Tatra 816 Force (8х8), который выпускался с 1997 года. Он оснащался двигателями Deutz V12 в 544 или 830 л. с. В самой мощной версии он предназначался для автопоезов полной массой до 120 т.