X

Как венгерский конструктор автомобилей опередил знаменитого Майбаха

Пионер автомобилестроения – венгерский конструктор Янош Чонка является создателем первого в мире карбюратора, одного из важнейших компонентов двигателя внутреннего сгорания

Ровно 130 лет назад, 18 октября 1893 года венгерский конструктор Янош Чонка запатентовал первый карбюратор. Там уже имелись регулируемая игла, впускной тормозной воздушный клапан и дроссельная заслонка. Интересно, что один из пионеров автомобилестроения – немецкий конструктор Вильгельм Майбах подал заявку на подобный карбюратор на полгода позже.

Янош Чонка (1852 – 1939) – один из основателей автомобилестроения в Венгрии – трудовую деятельность начал рано. Сначала работал в кузнечном цеху на заводе отца, а затем – подмастерьем на железной дороге. В 1877 году он стал начальником небольшого машиностроительного предприятия в родном городе Сегед. Молодой человек увлекался двигателями внутреннего сгорания. Во время поездки во Францию он познакомился с двигателем Ленуара, а позже приобрел газовый мотор немецкого изобретателя Отто.

В 1880 году Чонка изготовил первый венгерский газовый двигатель, который имел мощность 2 л. с. А на следующий год он построил мотор, работающий на смеси газа и керосина, развивающий 3 л. с.

В 1900 году конструктор изготовил трицикл с двигателем рабочим объемом 250 см куб. и мощностью 2,25 л. с. Два года спустя, появилась его уже четырехколесная конструкция – оригинальная небольшая самоходная повозка для перевозки почты.

А в 1905 году был построен полноценный почтовый автомобиль – с кузовом-фургоном полезным объемом 3,0 кубометра. Машина имела 4-цилиндрвыой двигатель рабочим объемом 2543 см куб. и мощностью 14 л.с. и могла развивать скорость до 36 км/ч.

В период 1906 – 1913 гг. появляется целый ряд легковых автомобилей Чонка. В первую очередь нужно назвать небольшие машины с двух- или четырехместным кузовом и двигателем рабочим объемом 1130 см куб., мощностью 8 л. с.

Отдельно нужно сказать о престижном автомобиле с кузовом лимузин от фирмы Rock. У него, как водилось в те годы, закрытым было только отделение для пассажиров, а место водителя, доступное всем ветрам, только сверху прикрывалось жесткой крышей. Двигатель развивал мощность 25 л. с.

Один из доживших до наших дней автомобилей Csonka – 1909 года – хранится сегодня в Музее транспорта в Будапеште. Это небольшой тентованный автомобиль с двигателем мощностью 4 л. с. А вообще,  есть сведения, что в период с 1906 по 1912 гг. по проекту Яноша Чонки было изготовлено более сотни автомобилей.

В последующие годы Чонка продолжал активно трудится: он занимался разработкой и производством стационарных ДВС, компрессоров и другой продукции.

В 1924 году Чонка ушел на пенсию, но уже через год он купил цех, где стал выпускать двухцилиндровые оппозитные моторы. Скончался конструктор в 1939 году и на базе его предприятия был открыт Завод имени Яноша Чонки.