В этот день, 13 февраля 1956 года был собран первый автобус ЛАЗ-695. В этой машине были воплощены наиболее передовые технические решения того времени. Впервые в отечественном автобусостроении появился интегральный кузов с несущим основанием вместо традиционной рамы. Оригинальной была и передняя подвеска – с корректирующими пружинами.
Первенец ЛАЗ-695 представлял собой городскую машину. Для посадки пассажиров служила задняя двухстворчатая дверь, а для высадки – передняя, одностворчатая.
В этом же году был изготовлен еще один образец городской машины и две пригородных. Последние имели лишь одну переднюю дверь.
Интересно, что пригородный образец, появившийся в декабре 1956 года, имел важное отличие: в задней части кузова был установлен верхний воздухозаборник, а спереди имелась большая эмблема в виде стилизованной буквы «Л».
В следующем, 1957 году появляются другие опытные образцы ЛАЗ-695. Внешне они отличались полностью застекленным лбом над ветровым стеклом и на передке – буквой «Л» иной конфигурации. Один из них стал прототипом для более комфортабельного автобуса ЛАЗ-697 «Турист».
В этом же году появился еще один ЛАЗ-695 – эталонный для первой промышленной партии. Спереди он имел невысокую декоративную решетку – так называемый фальшрадиатор, и некрупную надпись, что примечательно, на украинском языке – «Львів». В таком виде он и пошел в серийное производство.
В салоне имелось 32 места для сидения, а всего он был рассчитан на 55 пассажиров. Двигатель ЗИЛ-124 мощностью 109 л. с. был вариантом мотора ЗИЛ-120, который применялся на грузовик ЗИЛ-150.
В 1956 – 1958 гг. было выпущено 306 автобусов ЛАЗ-695. Нужно сказать, что у первенцев в ходе эксплуатации оказалось, что кузов имеет недостаточную жесткость, особенно в условиях наших дорог. Поэтому уже в марте 1958 году появилась опытная машина ЛАЗ-695Б, которую отличал усиленный кузов. А на крыше его таки установили верхний воздухозаборник. Кроме того, у него были улучшены тормоза. Это была так называемая первая модернизация.
В середине 1958 года такой автобус пошел в серию. В это же время изготовили явно демонстрационный образец с пневмоподвеской, который с помпой демонстрировали на ВДНХ в Москве.
Осенью 1958 года был изготовлен следующий опытный образец. Он имел новую, еще более жесткую крышу, и опять-таки пневмоподвеску. Некоторые использованные на нем решения легли в основу автобусов так называемой второй модернизации, которые были построены в самом конце 1958 года. Внешне эти машины отличались уменьшенным остеклением задней части крыши. А еще один опытный образец 1958 года застекленных скатов крыши вообще не имел.
В 1959 году кузов ЛАЗ-695Б облегчили на 400 кг за счет более широкого применения стекловолокна и алюминия. В этом же году испытывался вариант с двухступенчатой автоматической коробкой передач, созданной в НАМИ – ЛАЗ-695Ж.
Разрабатывались и версии автобусов для перевозки раненых в военное время. Расположенный сзади двигатель не позволял оттуда загружать носилки в салон. Не годились для этого и узкие боковые двери. И тогда было принято нестандартное решение: сделать в передней части кузова справа невысокую дверку. Она применялась на автобусах 1990 года.
На базе ЛАЗ-695Б в 1960 году был создан автобус для перевозки космонавтов к стартовому комплексу на Байконуре. А с 1963 года на базе ЛАЗ-695Б стали выпускать и троллейбусы – 695Т. Первые 10 машин сделали на самом заводе ЛАЗ, а затем их изготавливали в Киеве на КЗЭТ (75 ед.) и в Одессе на ОдАЗ (476 ед.).
Всего в 1958 – 1964 гг. было изготовлено 16 718 автобусов ЛАЗ-695Б. Далее уже пошли другие, более совершенные версии семейства ЛАЗ-695.