Как в Польше вместо Fiat начали выпускать совсем другой автомобиль
Легковые автомобили Warszawa производились на польском заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych) в течение 22 лет. Причем не все знают, что там первоначально планировался выпуск совершенно других моделей.
История предприятия FSO восходит к 14 апреля 1948 года. В этот день в Турине подписали соглашение о строительстве в Польше автозаводе по выпуску малолитражки Fiat 1100. А 31 июля Министерство промышленности определило и место для этого предприятия – Жерань, пригород Варшавы.
Строительство началось весной следующего года. Но «холодная война» с Западом все разгоралась и уже в сентябре договор с итальянцами пришлось разорвать. Тем не менее автомобили были нужны, а возводить завод своими силами послевоенной Польше было не по карману. И в этой ситуации 25 января 1955 года заключили договор с Горьковским автозаводом по выпуску автомобиля типа М-20 «Победа».
Первый автомобиль, получивший название Warszawa М20 был выпущен 6 ноября 1951 года. Его собрали из доставленных с «ГАЗа» компонентов. До конца года из ворот завода вышло 75 машин, а на следующий год – уже 1600.
В 1956 году конструкторы FSO изготовили прототип Warszawa M20-U. У двигателя повысили степень сжатия с 6,2 до 7,0 – и мощность возросла с 50 до 60 л. с. Решетка радиатора и капот получили более современную форму.
Однако в производство с 15 мая 1957 года пошла машина с менее радикальными улучшениями – Warszawa 200. Мотор со степенью сжатия 6,8 развивал 52 л. с. Капот остался прежним, но решетка радиатора стала совсем другой, а на боковине кузова появился короткий молдинг.
В 1957 году на FSO изготовили прототип пикапа на 500 кг. А два года спустя начали серийный выпуск машины Warszawa 200Р такой же грузоподъемности. Она получила усиленные заднюю подвеску и шины.
В 1960 году начался выпуск автомобиля Warszawa 201. Изменения были невелики и касались, главным образом, деталей ходовой и электрооборудования. А вот в 1962 году машина обрела новый двигатель S-21, верхнеклапанный в 70 л. с. Максимальная скорость возросла до 125 км/ч. Соответственно появилось и новое название – Warszawa 202.
В 1964 году в производство пошла очередная модель – Warszawa 223. Машина заметно изменила внешность, к чему приложила руку известная итальянская дизайнерская фирма Ghia. Кузов стал трехобъемным, то есть с выступающим сзади багажником.
Изменились также облицовка радиатора и бампер. Интересно, что автомобиль выпускался не только с новым мотором S-21, но и с прежним М20. Последняя версия называлась Warszawa 224. А в 1965 году появился и универсал – Warszawa Кombi.
Все эти машины и производились до 1973 года, а затем на заводе начали собирать машины, разработанные компанией Fiat – модели 127p, 128p, 131p, 132p. Выпускалась даже югославская Zastawa 1100, которая тоже была «фиатовского» происхождения. За все годы изготовили 254 471 ед. автомобилей марки Warszawa.