X

Как стрелы на колесах получили необычные фары

12 мая 1914 года известный американский предприниматель и изобретатель Джордж Н. Пирс запатентовал оригинальные фары, встроенные в передние крылья автомобиля

В этот день 107 лет назад было официально зарегистрировано интересное изобретение, предложенное Джорджем Пирсом. Именно оно стало в течение ряда лет отличительной особенностью легковых машин марки Pierce-Arrow.

Еще в 1900 году Джордж Пирс изготовил в своей мастерской паровой автомобиль. А в ноябре этого же года там появился и бензиновый. Построил его англичанин Дэвид Фергюссон, которого Пирс вскоре и пригласил на свою фирму в качестве главного инженера. Уже на новой должности тот соорудил автомобильчик Motorette с одноцилиндровым двигателем в 4 л. с. На эту малютку нашлись покупатели, и она стала выпускаться серийно.

Первенец марки – Arrow 1901 года

Первый успех вдохновил, и через год появилась двухцилиндровая модель в 15 л. с., которая позже получила название Arrow («Стрела»). А в 1904 году увидел свет и еще больший автомобиль – Great Arrow. Машину оснастили уже мотором о четырех цилиндрах, рабочим объемом 3,8 л. Двигатель предлагался в двух вариантах – в 28/32 л. с. и в 40/45 л. с.

Great Arrow (1904 г.)

В 1908 году Джордж Пирс отошел от дел, но фирма, основанная им, продолжала развитие. На следующий год в его честь она стала называться Pierce-Arrow Motor Car Co. В период перед Первой мировой войной автомобили Pierce-Arrow вышли на уровень самых престижных американских и европейских марок. Они имели высокое качество, отличались долговечностью и бесшумностью в работе. Примечательно, что их 6-цилиндровые моторы – уже в те годы – имели четыре клапана на каждый цилиндр.

А капоты машин украшали декоративные фигурки стрелка из лука – название фирмы обязывало. И еще одной отличительной чертой марки стали на многие годы фары, интегрированные в передние крылья, согласно патенту Джорджа Пирса.

Pierce-Arrow 1914 года – с первыми фарами в крыльях.

Фирма Pierce-Arrow выпускала и грузовики – еще с 1906 года. К их разработке Пирс привлек первоклассных конструкторов, которые раньше работали на таких известных фирмах как Leyland, Saurer и др. Они создали простые и надежные машины серий X и R грузоподъемностью 2,0 и 5,0 т.

В годы Первой мировой компания выполняла крупные заказы на поставки грузовиков для армий США и ее европейских союзников. Всего в 1917 – 18 гг. Pierce-Arrow выпустила 21 тыс. таких машин – по тем временам немало.

Пятитонный грузовик Pierce-Arrow R7

В 20-е гг. дела фирмы Pierce-Arrow пошатнулись, спрос на их автомобили стал падать. В 1929 году на фирму положила глаз компания Studebaker. И вскоре было создано СП. Но недолго музыка играла, и в годы наступившего вскоре мирового экономического кризиса этот неравный брак распался. В конце 1930 года фирма Pierce-Arrow вывела на рынок новую серию коммерческих автомобилей грузоподъемностью 2,0 – 8,0 т. Но продавались они из рук вон плохо. Так что в ноябре 1932 года производство грузовиков вообще пришлось прекратить.

 В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго огромный интерес публики вызвала новаторская легковая модель Silver Arrow. По своему дизайну она на несколько лет опередила продукцию других американских производителей. Тщательно была проработана аэродинамика машины.

Передние крылья с утопленными в них фарами не торчали по бокам кузова, а были объединены с ним в единое целое. Интересно, что при этом запасные колеса, не видимые снаружи, прятались по бокам капота, в самой толще кузова.

А в интерьере была забавная вещь: второй щиток приборов, который размещался на… спинке переднего сиденья, так сказать для развлечения пассажиров.

Машина имела 7,0-литровый мотор V12 в 175 л. с. и могла разгоняться до 185 км/ч. Однако таких экзотических машин было изготовлено всего пять и погоды они не сделали. А сбыт обычной серийной продукции шел из рук вон плохо, и в 1938 году выпуск автомобилей пришлось прекратить. Знаменитая «Стрела Пирса» улетела навсегда.