Как четверть века выпускали «танцующие» автомобили
В этот день ровно 46 лет назад на польском заводе FSO в варшавском пригороде Жерань стартовало производство легкового автомобиля FSO Polonez, продержавшегося на конвейере почти четверть века.
Автомобиль Polonez в отличие от других массовых польских моделей среднего класса – Warszawa и Polski Fiat 125P не был лицензионной копией. Эту машину с романтическим названием известного польского танца спроектировали на его родине и изготавливали из отечественных материалов. Она отличалась высокими эксплуатационными качествами в сочетании с хорошей аэродинамикой и выразительным дизайном.
Отметим, что в ходе производства машина периодически претерпевала существенные изменения. Первоначально автомобиль оснащался только пятидверным кузовом типа лифтбек. В 1980 году появилась и трехдверная версия.
В 1982 году машина обрела прямоугольные фары вместо сдвоенных круглых. В 1986 году кузов был модернизирован. Три года спустя вообще переработали заднюю часть, а весной 1991-го – и переднюю. В итоге появились автомобили под названием Polonez Caro.
Сперва на автомобиль устанавливались бензиновые двигатели собственного производства: 1,3-литровый мощностью 69 л. с. 1,5-литровый в 82 л. с. Они были такие же, как и на модели Polski Fiat 125P. В 1983-м к ним добавился дизельный агрегат VM Motori HR рабочим объемом 1995 см куб. и мощностью 83 л. с. В 1987 году линейка расширилась еще один бензиновым мотором – 1,6-литровым в 87 л. с. Интересно, что ее максимальная скорость оставалась такой же, как и у полуторалитровой версии – 155 км/ч.
Примечательно, что еще в 1979 году появился Polonez 2000, предназначенный в основном для чиновников. Он оснащался двигателем Fiat объемом 1995 куб. см куб. (110 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. Эта машина разгонялась от 0 до 100 км/ч за 12,0 с, максимальная скорость составляла 175 км/ч.
В 1991 году с появлением модели Polonez Caro на автомобиль стали устанавливать 1,9-литровый дизельный двигатель Citroen мощностью 67 л. с. В этой версии машины предлагалась на европейском рынке.
В 1982 году на базе легковых Polonez выпускались и коммерческие версии. Причем это были не пикапы, а бортовые грузовички. В задней части была приварена рама из стальных штампованных профилей, на которой и монтировался кузов.
Такие машины выпускались с двумя размерами колесной базой и имели одно- или двухрядную кабину. Грузоподъемность варьировалась от 590 до 950 кг и они могли работать с прицепами до 1 т. Часть машин выпускалась со съемными стеклопластиковыми надстройками, а также в качестве санитарных и пожарных машин.
В 1996 году завод FSO был куплен корейской фирмой Daewoo. В первом квартале 2002 года производство легковых автомобилей Polonez было прекращено. А сборку грузовиков перенесли на завод FSD в городе Ныса, тоже принадлежащий Daewoo. И там они выпускались недолго – до 2003 года.