Как появился самый первый автомобиль в Центральной Европе
В этот день 126 лет назад автомобиль President, изготовленный в городе Нессельдорф (ныне Копршивнице), совершил пробег в Вену. Это событие и стало началом истории чешского автомобилестроения.
В конце XIX века на территории тогдашней Австро-Венгрии работал вагоностроительный завод Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks (сокращенно NW). В 1897 году немецкая фирма Benz продала этому предприятию для его нужд автомобиль с одноцилиндровым мотором, а в придачу к нему – еще и свой новейший, уже двухцилиндровый двигатель, так сказать, про запас.
Однако на заводе этот агрегат долго не залежался. Под руководством старшего мастера Леопольда Свитака стали делать свой собственный автомобиль, в целом не похожий на немецкий. Базой для него послужил конный элегантный экипаж, изготовленный своими силами – типа «Милорд» на четыре персоны. Ниже изящно изогнутой передней панели кузова крепился тонкий бампер. А на верху ее еще сохранились гнутые рамки, предназначенные для укладки вожжей. Необычно длинный откидной верх прикрывал не только заднее, но и переднее сиденье.
Очень низкий двигатель с горизонтальными цилиндрами установили в задней части машины. Рабочий объем мотора составлял 2,75 л, а мощность 7 л. с. при 600 об/мин. Для него придумали оригинальную систему жидкостного охлаждения. Прямо над мотором располагались радиатор испарительного типа, имеющий цилиндрическую форму, а также конденсатор для образующегося пара и дополнительные бачки с водой. Емкость всей системы составляла 27 л, а расход воды превышал затрату горючего в 10 (!) раз. Там же, за спинкой заднего сиденья находилось и капельное устройство, подающее смазку в несколько точек двигателя.
Трансмиссия была шкиво-ременная, двухступенчатая. Интересно, что для переключения передач не имелось специального рычага. Эту роль по совместительству выполняла… рулевая колонка, которую нужно было наклонять вперед или назад. Кстати, рулевого колеса как такового не имелось – вместо него был руль, похожий на велосипедный.
Привод на задние ведущие колеса диаметром 1,1 м осуществлялся цепью. К их сплошным резиновым шинам можно было прижимать тормозные башмаки, орудуя длинным ручным рычагом. Но имелся и ножной тормоз – ленточного типа, который воздействовал на задние барабаны.
Первые испытательные пробеги автомобиля President прошли успешно. А в мае следующего, 1898 года он с четырьмя пассажирами совершил пробег до Вены, покрыв за сутки 328 км. В австрийской столице машина была выставлена в знаменитом выставочном павильоне Ротонда, где вызвала большой интерес публики.
А сегодня этот легендарный автомобиль, заложивший основу знаменитой марки Tatra, хранится в Техническом музее в Праге.