Как появились четырехколесные модели Jawa
Ровно 90 лет назад, в апреле 1934 года, на Пражском автосалоне был представлен самый первый автомобиль марки Jawa. А вообще она появилась на пять лет раньше – на мотоцикле, который дебютировал в чешской столице в 1929 году.
Интересно, что название никак не было связано с известным экзотическим островом Ява в Индонезии. Его образовали путем сокращения двух слов. Первым была фамилия основателя данного производства в Чехии – инженера Франтишека Янечека. А вторым стало название немецкой фирмы Wanderer, мотоцикл которой и взяли за основу.
Еще 20 июля 1933 года Янечек подписал лицензионной соглашение с немецкой фирмой DKW о выпуске в Чехословакии ее автомобиля F2 Meisterklasse. А на следующий год он развернул производство.
Чешская версия получила удлиненную на 10 см колесную базу, иные колеса, а также руль, расположенный справа, ибо в стране тогда было левостороннее движение. Это был весьма небольшой простенький автомобильчик длиной 3,9 м и весом 690 кг. Тесноватый четырехместный 2-дверный кузов на раме получил деревянный каркас и облицовку из стальных листов.
Двухцилиндровый двухтактный моторчик, причем жидкостного охлаждения, имел рабочий объем всего около 700 см куб., за что машины и получила название Jawa 700. Реальный же литраж составлял 684 см куб. Двигатель развивал 20 л. с. и приводил в действие передние колеса. Максимальная скорость составляла 90 км/ч. Всего до июля 1937 года изготовили 1002 таких машины.
А в ноябре этого же года публике был представлен наследник – автомобиль под названием Jawa Minor (т. е. «младший»). И вправду, эта модель была длиной лишь 3,0 м. При этом она имела абсолютно новый, модный кузов, который разработал дизайнер Зденек Кейвал.
Уменьшился и рабочий объем двигателя – до 615 см куб. Но мощность его почти не упала и составляла 19,5 л. с. А «максималка» автомобиля доходила до 95 км/ч.
Всего до 1939 года изготовили 1990 таких машин. Несколько из них были официально поставлены за рубеж.
Автомобили Jawa участвовали и в спортивных соревнованиях. Так, для чехословацкой гонки «1000 миль» 1935 года было изготовлено шесть машин Jawa 750 с оригинальными кузовами купе и родстер. Они развивали скорость до 120 км/ч.
С началом Второй мировой выпуск легковых автомобилей Jawa практическим прекратился и возродился уже после войны. Начиная с июня 1945 года, изготовили еще 710 автомобилей Jawa Minor, а в конце этого же года был представлен и новый автомобиль – Jawa Minor II.
В серийное производство он пошел с января 1947 года. Однако вскоре его выпуск передали совсем другому производителю – заводу Aero. И машина получила иное название – Aero Minor.
Что же представлял собой этот автомобиль? Кузов стал совершенно иной – более современный по форме. Интересно, что его разработал все тот же стилист – Зденек Кейвал
Двигатель на машине остался по сути тот же, что и на предшествующей модели. Правда, его мощность чуть-чуть возросла – до 20 л. с. Но главное: его развернули на 180 градусов, и он оказался не позади ведущей оси, а перед ней. Это позволило оптимизировать внутреннее пространство салона. Коробку передач сделали не трех-, а четырехступенчатой, а тормоза гидравлическими вместо механических.
В базовой версии снаряженная масса машины составляла 690 кг. Автомобиль развивал скорость до 100 км/ч и расходовал 8 л топлива на 100 км (по другим данным – 6,5 л). До 1952 года было произведено 14 178 таких машин. И что характерно, половина из них ушла на экспорт, причем в 23 страны, в том числе в Бельгию и Австрию, Голландию и Швейцарию, а также в Уругвай, Бразилию, Египет и т. д.
Нужно сказать, что автомобили Aero участвовали в различных спортивных соревнованиях. Так, на Ралли Монте-Карло 1949 года машины Aero Minor Sport 750 со специальным кузовом заняли в классе 750 см куб. 2-е, 5-е и 6-е места. А на знаменитых гонках 24-часа Ле-Мана того же года заняли первое место в классе от 501 до 750 см куб и 2-е в общем зачете, после 12-цилиндровой Ferrari.