X

Как на автомобиле «Шахтер» украинский гонщик побивал рекорды

29 августа 1951 года украинский гонщик Георгий Попов, выступая на автомобиле «Шахтер», установил сразу четыре рекорда скорости, превзойдя достижения московских спортсменов

Ровно 70 лет назад на рекордно-гоночном автомобиле «Шахтер» харьковский спортсмен Георгий Попов, выступая в классе 750 – 1200 см куб., стал победителем всесоюзного первенства в четырех номинациях.

К началу 50-х гг. в Харьковском областном автомотоклубе развернули работу горячие энтузиасты автомобильного спорта. Они создали целый ряд уникальных рекордно-гоночных автомобилей. Эдуард Лорент построил машину «Харьков-Л», Владимир Никитин – «Харьков-1», Иван Помогайбо – «Дзержинец», Георгий Попов – «Шахтер». На этих автомобилях было установлено немало всесоюзных рекордов.

Георгий Попов заведовал гаражом Харьковского завода «Свет шахтера» и дал своему автомобиля соответствующее имя – «Шахтер». Приземистая машина, высотой всего 80 см, выглядела эффектно. Она имела оригинальные, подчеркнуто аэродинамические формы. Тыльные колеса едва выступали из крупных, каплеобразных обтекателей. А покатый, сильно удлиненный «хвост» кузова был увенчан невысоким килем, похожим на рыбный плавник.

На автомобиле был установлен нижнеклапанный двигатель от «Москвича-400». Однако Попов расточил цилиндры, увеличив их диаметр с 67,5 до 70,7 мм. В итоге рабочий объем возрос с 1074 см куб. до 1167 см куб. Кроме того, степень сжатия была заметно повышена – с 5,8 до 7,2, а вместо одного карбюратора К-25 было поставлено два. Ко всему этому добавилась еще и прямоточная выхлопная система. В конечном итоге мощность при том же максимальном числе оборотов в минуту (3600) возросла с 23 до 30 л. с.

Рекордные заезды автомобиля «Шахтер» проходили на Минском шоссе под Москвой в конце августа 1951 года, а ровно через месяц – на трассе под Мелитополем. И машина оправдала надежды своего создателя. Попов установил на ней в классе 750 – 1200 см куб. в общей сложности пять всесоюзных рекордов!

Читайте также:
Как харьковчанин на автомобилях cобственной разработки устанавливал мировые рекорды

На дистанции 1 км с места он показал среднюю скорость 84,705 км/ч. А при старте с хода гонщик прошел этот участок со скоростью 131, 771 км/ч, превысив результат москвича М. Куликова. Почти такой же результат был и на 5-киломметровой дистанции, со стартом с хода – 131,435 км/ч. Что же касается более дальних заездов со стартом с места, то на дистанции в 50 км «Шахтер» показал скорость 132,023 км/ч, а на 100-километровой – 121,799 км/ч, отобрав рекорд у москвича С. Тимофеева.

Все эти достижения навсегда вошли в истории отечественного автомобильного спорта.