В начале 1884 года один из пионеров автомобилизма – француз Эдуард Деламар-Дебутвиль совершил свою первую поездку на самоходном экипаже с двигателем собственной конструкции
Французский математик и изобретатель Эдуард Деламар-Дебутвиль еще 12 февраля 1884 года получил патент на разработанный им четырехколесный автомобиль, оснащенный двигателем внутреннего сгорания.
Он был ученым с широчайшим кругом научных интересов. Занимался прежде всего математикой, но также физикой, естественными науками и филологией. Он даже написал и издал грамматику редкого языка санскрит.
Большое внимание ученый уделял и технической новинке тех лет – двигателям внутреннего сгорания. Несомненно, он знал о работах «отца» ДВС – бельгийца Ж. Ленуара, получившего патент на свое изобретение 24 января 1860 года. Думается, был он и в курсе немцев Н. А. Отто и О. Лангена, которые 5 января 1872 года основали компанию по производству газовых двигателей.
Свой вклад в развитие моторизации Э. Деламар-Дебутвиль начал с того, что в 1883 году вместе со своим соратником Леоном Маладином изготовил легкий трехколесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания собственной конструкции, работавший на светильном газе. Первый пробный запуск был неудачным, и изобретатель продолжал совершенствовать свое творение.
В начале 1884 года он совершил первую поездку уже на четырехколесном автомобиле – в Нормандии, от местечка Фонте-ле-Бур до Кайли. Интересно, что в знак этого события на гербе городка впоследствии появилось изображение его машины.
Это была открытая «охотничья» бричка длиной 2,75 м с продольными пассажирскими скамьями. Двухцилиндровый мотор работал уже на жидком нефтяном топливе и оснащался карбюратором фитильного типа, созданным самим конструктором. Рабочий объем составлял 4064 см куб., мощность 8 л. с. при 250 об/мин.
Два горизонтальных цилиндра располагались по бокам машины. Штоки поршней вращали промежуточный вал, который приводил в действие еще один вал, а тот в свою очередь передавал крутящий момент посредством цепей на ведущие задние колеса. Интересно, что в состав этой трансмиссии уже входил дифференциал. Максимальная скорость достигала 12 км/ч.
К сожалению, оригинальный автомобиль не сохранился, однако его реплику можно увидеть в Национальном автомобильном музее во французском городе Мюлуз.
Эдуард Деламар-Дебутвиль сконструировал также мощный промышленный двигатель стационарного типа, которому дал название Simlex. Этот мотор производился на предприятии Matter в городе Руан.