Как львовские автобусостроители выполнили самый необычный заказ
Ровно 60 лет назад, специально переоборудованный автобус ЛАЗ-695Б был использован для доставки космонавта Юрия Гагарина к месту исторического старта первого обитаемого космического корабля «Восток-1».
Этот автобус для космонавтов внешне почти не отличался от базовой серийной машины ЛАЗ-695Б. Но кузов его получил дополнительное антикоррозионное покрытие очень высокого качества. А вот салон, конечно же, был совершенно другим. Особое внимание уделили его герметизации, дабы защитить от попадания пыли – злейшего врага космонавтов.
В самом центре салона были установлены два оригинальных кресла – для космонавта и его дублера, тоже разработанные во Львове. Поскольку космонавты перевозились в громоздких скафандрах, кресла получились немаленькими. Для регулировки микроклимата внутри скафандра применялась специальная аппаратура. В оборудование салона входили кино- и радиоустановка, телефон и средства спецсвязи.
Естественно, салон был снабжен кондиционером. В автобусе имелось 10 мест для сопровождающих – врачей, технических специалистов и даже киношников, а в корме машины находился туалет.
Автобус работал на космодроме «Байконур» вплоть до 1967 года, и за это время доставил к месту старта 12 космонавтов, не считая дублеров. Ныне он хранится в мемориальном музее на родине первого космонавта – в городе Гагарин, Смоленской обл.
В 1967 году для перевозки космонавтов стали использовать другой автобус. По внутреннему оборудованию он почти не отличался от предшественника, но база у него была другая – ЛАЗ-695Е.
А автобус нового поколения для космонавтов появился в 1974 году. Машина была разработана во Львове, в ГСКБ – головном конструкторском бюро по автобусам. Базой послужила новейшая, туристическая модель ЛАЗ-699Н «Україна», тогда еще опытная.
В отличие от базового автобуса эта машина имела абсолютно герметичный салон с двойными стеклами и кондиционером. В средней части салона была сделана наружная дверь, за которой оборудовали специальный шлюзовый отсек с системой пылеудаления – своеобразный пылесос. Оттуда можно было зайти в один из двух отсеков, изолированных друг от друга. А у водителя была своя, тоже полностью изолированная кабина.
Таких автобусов изготовили два: один для перевозки основного космического экипажа, другой – для дублеров. Сделали и еще один автобус – обычного типа, вспомогательный. Все эти машины использовались в центре подготовки космонавтов и в 70-е, и в 80-е годы.
«Космические автобусы» третьего поколения также создавались во Львове, в бывшем ГСКБ, переименованном в Конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения. Их разработали на базе перспективной модели ЛАЗ-5255 «Карпати», которая, к сожалению, так и не пошла в серию.
Для всесторонних испытаний, в том числе и краш-теста были специально изготовлены несколько автобусов-дублеров. Один из них был показан публике на одной из выставок еще в 1984 году. А к концу десятилетия было построено две машины ЛАЗ-5255П, предназначенные уже для реальной эксплуатации непосредственно на космодроме.