X

Как лесовозы КрАЗ пришли на смену гусеничным тракторам

6 мая 1969 года начался серийный выпуск модели КрАЗ-255Л – самого первого лесовоза в истории Кременчугского автозавода

В этот день 55 лет назад на Кременчугском автозаводе стартовало производство примечательного тягача-лесовоза КрАЗ-255Л (6х6), который благодаря своим впечатляющим тяговым качествам и высокой проходимости долгие годы составлял основу отечественного парка машин данного класса.

Новый лесовоз был особенным: он мог работать практически без дорог, в тяжелых таежных условиях, с которыми раньше справлялись только гусеничные трелевочные тракторы. Так что неслучайно автомобиль КрАЗ-255Л был удостоен Золотой медали Выставки достижений народного хозяйства.

КрАЗ-255Л

Трехосный полноприводный автомобиль (6х6) работал в паре с прицепом-роспуском полной массой 27 260 кг и мог перевозить до 40 кубометров древесины. Причем при езде порожняком этот прицеп загружали прямо на машину, что значительно улучшало маневренность. Турбодизель ЯМЗ-238 (V8, 14,6 л) развивал 240 л. с. и позволял достигать скорости 65 км/ч.

КрАЗ-255Л1

В 1980 году на смену этому автомобилю пришел лесовоз КрАЗ-255Л1 – с двухконтурной тормозной системой. Выпускался также вариант в северном исполнении – КрАЗ-255ЛС. Всего в 1969 – 88 гг. было выпущено 29 466 автомобилей семейства 255Л/Л1.

КрАЗ-6434 (8х8)

Нельзя не упомянуть и об одном интересном, хотя и чисто экспериментальном лесовозе тех лет. Еще в 1976 году Кременчугский автозавод совместно с НАМИ спроектировал четырехосную полноприводную модель КрАЗ-6434 (8х8). И что примечательно, она имела шарнирно-сочлененную раму, которая резко улучшала маневренность автомобиля.

КрАЗ-6434 (8х8)

Двигатель ЯМЗ-240Н (V12) развивал 400 л. с., а трансмиссия была гидромеханическая. Машина явно предназначалась для военных, но чем-то им не понравилась. Вот и было решено попробовать возить на ней не ракеты, а бревна – с прицепом-роспуском в составе автопоезда полной массой 72 т. Но и здесь дело дальше не пошло.

КрАЗ-643701

В 1983 году появился серийный лесовоз КрАЗ-643701 с дизелем в 320 л. с. Он был специально приспособлен для работы в холодном климате. Всего выпустили 2782 машины. А 10 лет спустя изготовили 242 самосвала КрАЗ-64371 и КрАЗ-64372. Примечательно, что первый из них имел односкатную ошиновку на широкопрофильной резине, в то время как второй – обычную двускатную.

КрАЗ-64372

В 1999 году в Кременчуге стали выпускать принципиально иной тип лесовоз – сортиментовоз КрАЗ-6133М6 (6х6). Он предназначался для лесных разработок по новой технологии – так называемой скандинавской, принятой в Швеции, Дании и Норвегии. Суть ее в том, что лес доставлялся прямо от места разработки не в хлыстах, а в сортиментах, то есть бревнах, очищенных от веток и имеющих фиксированную длину – 2; 4; 6 или 8 м. Для погрузки-выгрузки на машину устанавливался гидроманипулятор.

КрАЗ-6133М6

Таких автомобилей в Кременчуге изготовили лишь 37 ед. А дальше для завода наступили тяжелые времена, рушились традиционные экономические связи и было уже не до новых конструкций лесовозов.