Тема ретро становится все более модной, и техника Великой Отечественной – в числе наиболее популярной у коллекционеров.
Война,75-годовщину начала которой мы отмечаем сегодня, стала рубежом для всей отечественной истории. В том числе – и для собирателей ретроавтомобилей. Техника Великой Отечественной намного дороже, чем аналогичный транспорт производства конца 1940-х-1950 годов. Довоенные машины чрезвычайно редкие, ведь их не щадили не только время, но и враг. Поэтому некоторые модели того периода по-настоящему уникальны. Но это не значит, что автомобили той поры недоступны для простых смертных. Если у вас есть некая сумма денег и желание владеть тем или иным детищем автопрома 1930-40-х годов, нужно оценить свои возможности и сделать правильный выбор.
Самые дорогие – наши
Десятки тысяч долларов нужно приготовить тому, кто хочет заполучить экземпляр машин советского производства: «полуторку» ГАЗ-АА, «трехтонку» ЗИС-5, легковую «эмку» ГАЗ-М1, внедорожник ГАЗ-67. Как правило, все дожившие до наших дней экземпляры этих машин (а это буквально считанные единицы) давно попали в руки профессиональных реставраторов, которые восстановили их, превратив в настоящий объект культурного наследия – с соответствующей ценой.
Иномарки войны
Немного проще будет найти транспорт иностранного производства – массовые армейские модели американских Ford, Willys, Studebaker, Chevrolet, GMC. Но эти машины проще искать за границей, попутно решая вопросы с перевозкой и таможенной очисткой.
Трофеи
Более-менее реальный шанс для среднего гражданина приобрести технику Великой Отечественной – найти в частных руках последние из выживших трофейных экземпляров. В украинской глубинке еще можно найти полуживые экземпляры довоенных легковушек немецких марок, попавших в Советский Союз в качестве военных трофеев или доставшихся нам по репарациям как стране-победителю. Теоретически это могут быть небольшие BMW, Mercedes 170W, Opel разных моделей – Kapitan, Kadette, Olimpia, Super 6. Состояние их будет скорее всего ужасающим, число родных деталей – менее половины от общего числа, но поскольку это как правило массовые модели, запчасти в Европе к ним можно будет находить. Впрочем, путь, который такой машине предстоит пройти до «музейного» состояния – тема отдельного разговора.
Самое главное дело для гражданина, решившего стать владельцем той или иной техники Великой Отечественной войны, – завести знакомство с энтузиастами авто-мотостарины, членами различных клубов и сообществ ретроманов. Их знакомства и контакты помогут найти подходящий объект – или как материал для реставрации, или уже готовый – для владения.