На днях, 7 января исполнилось ровно 100 лет как был произведен первый автомобиль General Motors за пределами США и Канады. Им стал грузовик Chevrolet, собранный на датском предприятии General Motors International A/S в Копенгагене. Последнее было открыто в октябре 1923 года в помещениях Южгой гавани (см. фото в заголовке). А в июне 1930 года в районе Нерребро запустили новый завод, площадь которого к 1939 году была удвоена – до 65 тыс. м кв.
На этом предприятии c 1948 года начали выпускать первые послевоенные модели Vauxhall, Bedford и Opel. В то время на покупку автомобиля в Дании нужно было министерское разрешение, а потому машины шли в основном на экспорт.
В период своего расцвета – в 50-60-х гг. здесь собирали автомобили разных брендов GM, включая Pontiac, Oldsmobile, Buick, Cadillac и Blitz. Завод GMI в Копенгагене просуществовал до 1974 года, выпустив в общей сложности более 550 тыс. автомобилей.
Отметим, что GMI не был первым американским производителем, пришедшим в Данию. Пионером здесь стал Ford, который открыл свой завод в Копенгагене еще в 1919 году. В первый же год было собрано 700 машин Ford T, на следующий – уже 5 313 шт., а в 1921-м – 24 479 ед.
Дания становится северным форпостом ведущих автопроизводителей. Так, в 1927 году здесь открывается завод Citroen. А в 1929-м – приходит и Chrysler. Последний в 1930-м году уже собрал около 2000 машин Chrysler и Plymouth. Этот завод организовал местный бизнесмен Кристиан Бонстанд-Петерсон, который с 1934 года также открыл в Дании сборочные предприятия Auto Union и Mercedes-Benz – первые за пределами Германии!
Что же касается самого первого автомобиля датского происхождения, то и стал четырехколесный самоходный экипаж Альфреда Хаммеля – производителя двигателей. Машина была построена в 1887-1889 гг.