5 – 6 сентября 1914 года в целях обороны Парижа была проведена крупнейшая на то время военно-транспортная операция: к месту прорыва противника на расстояние 50 км около 1200 автомобилей доставили необходимые подкрепления
В самом начале сентября 1914 года немецкие войска потеснили англо-французские силы и перешли реку Марна, создав реальную угрозу захвата Парижа. В городе, правда, находилось достаточное количество войск. Однако проблема заключалась в том, как их побыстрее доставить к месту прорыва. Железная дорога могла за сутки перевезти не более армейской бригады, но этого было явно недостаточно.
И тогда генерал Галлиени, ответственный за оборону столицы, принял нестандартное решение. Всего за несколько часов в городе было мобилизовано порядка 1200 автомобилей. В большинстве своем – более тысячи ед. это были парижские такси. Интересная деталь: патриотизм патриотизмом, а таксистам за эту работу было заплачено как положено. Но как бы там ни было, в результате за 48 часов, то есть в течение 5 – 6 сентября, на передовую была доставлена еще одна воинская бригада, в количестве 6 тыс. человек.
Нужно сказать, что немцы не ожидали такого поворота событий и уже готовились праздновать захват французской столицы. И когда 7 сентября им во фланг нежданно-негаданно ударила свежая дивизия, вынуждены были отступить. Париж был спасен.
Большую часть парижских такси составляли в то время автомобили Renault AG1, 1908 модельного года. От своего предшественника, который назывался просто AG, они отличались более длинной колесной базой – 2620 мм и двигателем. Конечно, тот по-прежнему был размещен впереди радиатора, под небольшим капотом, получившем за характерную форму прозвище «совок для угля».
Но под ним стоял 2-цилиндровый мотор уже большего рабочего объема – 1206 см куб. вместо 1060 см куб., и он развивал уже не 12, а 14 л. с. Работая в паре с 3-ступенчатой коробкой передач он обеспечивал машине максимальную скорость в 50 км/ч. В зависимости от типа кузова машина весила 800 – 1050 кг.
Что касается парижских такси, то там применялись в основном кузова типа «ландоле». Двухместный пассажирский отсек имел жесткую крышу и мягкую откидную заднюю стенку. А водитель восседал спереди на открытом всем ветрам сиденье, и от непогоды его защищала лишь брезентовая крыша.
После окончания Первой мировой один из автомобилей Renault AG1, получивших прозвище, «Марнское такси», был помещен в Парижском музее армии. Этот автомобиль стал культовым: его изображением украшали витрины магазинов и многие предметы быта – от пивных кружек и пепельниц до столовых клеенок и женских платков. Он навсегда вошел в историю.