Как American LaFrance выпускала необычные пожарные автомобили
В этот день 113 лет назад был впервые поставлен потребителям пожарный насосный автомобиль легендарной фирмы American LaFrance, которая на протяжении многих десятилетий была лидером по выпуску подобной технике в стране, а также производила интересные грузовики и двигатели собственной конструкции.
Компания была образована в 1903 году в городе Эльмира, штат Нью-Йорк. Ее создали путем слияния двух, тогда крупнейших в США, производителей пожарной техники – American Fire Engine Co. и LaFrance Fire Engine of Sineca. В 1905 – 06 гг. фирма изготовила опытный паровой самоход-огнеборец, а в 1910 году – первый рукавный автомобиль химического тушения, с бензиновым 4-цилиндровым ДВС Simplex.
К середине 20-х гг. компания произвела уже более 4 тыс. пожарных машин. Кроме того, на другом своем предприятии, в городе Блумфилд, штат Нью-Джерси, в 1913 – 1929 гг. она выпускала коммерческие автомобили грузоподъемностью от 2,0 до 7,5 т.
Нужно сказать, что двигатели для своей техники, а равно трансмиссии и тормоза, фирма изготавливала своими силами. В 1929 году сенсацию произвел ее новый мотор V12 в 240 л. с. Им заинтересовались другие фирмы и стали его применять на своих грузовиках, автобусах и даже железнодорожных локомотивах и танках.
В 1926 году начался выпуск унифицированного ряда пожарных машин на базе шасси собственного производства. Это были поначалу модели серии 100. Далее последовали серии 200, 300 и т. д. А последней стала серия 1000, появившаяся аж в 1970 году.
Все эти годы продукция фирмы, понятно, совершенствовалась. На смену первым образцам пришли машины с аэродинамическими формами капота и кабины, а затем и бескапотные модели.
В 1950 году появились полноприводные версии, а 10 лет спустя – машины с газовыми турбинами в 330 л. с. от авиастроительной компании Boeing.
Однако постепенно дела фирмы ухудшались. В июне 1985 году компания выпустила свой последний пожарный автомобиль, а в 1991-м было официально объявлено о ее банкротстве.
Правда, на этом история не закончилась. Через несколько лет фирму American LaFrance выкупила экономически мощная компания Freightliner и, не пожалев средств на переоснащение производства, реанимировала популярную марку.
В 1997 году в городке Кливленд, штат Северная Каролина, начал работать новый завод по выпуску пожарных машин модели Eagle с дизелями мощностью в 350 – 425 л. с. от разных производителей. Шасси оснащались коробкой-автоматом, дисковыми тормозами с системой ABS и получили новую, 4-дверную кабину из алюминиевого сплава.
Однако ни что не вечно под луной, и в 2014 году выпуск пожарных автомобилей пришлось свернуть и в Кливленде. Но марка, породившая «пожарки» особой, американской породы – крупные, мощные, высокоэффективные и оригинальные по стилю – останется в истории автомобили навсегда.