X

История киевского монорельса: как это было

В 1967 году в Киеве построили монорельс и трассу для него

В середине 1960-х годов сотрудникам Киевского политехнического института поручили постройку монорельса. Работа началась с самого основного – макета. Далее создали масштабный образец с двигателем на 15 Вт. Следующий вариант уже оснащался 1,5-киловаттным электромотором, который мог перемещать вагон по эстакаде.

По информации Carakoom, изначально сотрудникам за работу ничего не платили. Немногим позже к команде присоединились работники завода Дзержинского. Вместе они смогли построить электрический двигатель на 5 кВт. В 1966 году был построен небольшой вагончик, в котором могли без проблем разместиться четыре человека. В движение его приводил 10-киловаттный электромотор.

После демонстрации удачного образца, выделили средства на постройку 525-метровой кольцевой дороги для Выставки передового опыта в Киеве. Работу над ней завершили в 1967 году. Она стала первой в мире трассой монорельса с электрическим мотором. Ее высота в наивысшей точке составляла 9 метров. Передвигались по ней несколько вагончиков, отличающихся вместимостью – 4 и 8 человек. Максимальная скорость при этом составляла 50 км/ч.

Каждый такой пассажирский вагон комплектовался электрическим мотором. Статор в нем был жестко связан с рельсом с помощью нажимных роликов и упруго – с корпусом вагончика. Гибкий статор был необходим для прохождения поворотов и учета наклонов трассы.

Построенный монорельс в том виде, в каком он существовал на тот момент, выполнял довольно серьезную задачу – он был своего рода опытным образцом, на основе которого в дальнейшем планировали построить крупный монорельс. В идеале большой вагон должен был вмещать 40-60 человек.

Несколько лет спустя, в 1970-х разработали новый проект, который включал две станции линии «Березняки – Гидропарк» длиной 3,5 км. К сожалению, дальше дело не пошло, и проект закрыли. Сама же парковая дорога просуществовала до 1971 года. Работы, касающиеся городских монорельсов, жили немного дольше – до средины 1970-х. К этому времени сотрудники создали еще один опытный путь и тележку, но на этом история закончилась.

Читайте также:
В Украину поставлен первый самосвал MAN TGS новой генерации