X

Грузинским грузовикам исполнилось 70 лет

18 августа 1951 года на Кутаисском автомобильном заводе был изготовлен первый грузовик, положившей начало большой семье машин марки КАЗ

Ровно 70 лет назад на Кутаисском автомобильном заводе началась сборка первых грузовиков – четырехтонных бортовых ЗИС-150.

Еще 6 мая 1945 года территорию авиасборочного завода в Кутаиси отдали под производство грузовых автомобилей. А необходимое оборудование туда доставили с предприятия Opel в Бранденбурге. Первые моторы ЗИС-120 здесь собрали в 1948 году. А первые бортовые грузовики ЗИС-150 производили частично из привезенных деталей, а частично из изготовленных у себя. В 1951 – 1952 гг. было выпущено 905 таких машин.

Первые грузовики марки КАЗ

С апреля 1952 года начали сборку самосвалов КАЗ-585Б. Они, в отличие от московской модели, имели не корытообразную, а прямоугольную платформу, более простую в изготовлении.

КАЗ-685В – экспериментальный вариант, с фарами, интегрированными в крылья

А в 1955 году пошли в серию машины КАЗ-585В, которая вместо двух параллельных гидроцилиндров подъема кузова получила один. Всего в 1952 – 1958 гг. выпустили более 26 тыс. самосвалов этих двух моделей.

Самосвал семейства КАЗ-600

В 1958 году стали производить самосвалы семейства КАЗ-600. Они имели уже новое шасси – типа ЗИЛ-164. Примечательно, что среди них были уже и самосвалы с боковой разгрузкой. В 1956 – 65 гг. выпустили около 32 тыс. машин этого типа.

Ранний КАЗ-606 с полуприцепом ОдАЗ-822

В 1961 году завод стал изготавливать разработанный по собственной инициативе принципиально новый автомобиль – седельный тягач КАЗ-606 «Колхида». Это был первый в стране автомобиль такого типа, получивший кабину над двигателем. Правда, она была не откидной и к мотору нужно было добираться изнутри кабины. Форсированный мотор КАЗ-120 (5,55 л) развивал 108 л. с. Машина могла работать с полуприцепом полной массой 9,5 т.

КАЗ-606

А в 1967 году начали выпускать автомобиль КАЗ-608 «Колхида». Под кабиной, уже откидной, стояла V-образная зиловская «восьмерка» в 150 л. с. И потому машина справлялась уже с полуприцепом в 14,5 т.

КАЗ-608

С 1976 года начался выпус седельных тягачей КАЗ-608В с новым дизаном кабины, отличавшимся рубленными формами. Эти машины еще встречались на наших дорогах в начале 2000-х.

КАЗ-608В в Киеве

Еще в конце 50-х гг. на КАЗе образовали КБ по спецтехнике. Были собраны опытные образцы разработанных в НАМИ четырехосной бронемашины «Объект 1015» и шасси «Объект 1040». А в 1962 году изготовили 4,5-тонный грузовик КАЗ-604Б (8х8).

Объект-1015

Интересными его конструктивными особенностями были бортовая трансмиссия с двухступенчатыми главными передачами и независимая подвеска колес.

Объект-1040

Мотор в 150 л. с. позаимствовали от грузовика ЗИЛ-130, а кабину – от своего родного седельного тягача, правда, немного ее расширив. С учетом слабых производственных возможностей завода машина в серию так и не пошла.

КАЗ-4540

С февраля 1984 года завод начал выпускать принципиально новую модель, аналогов которой не имелось во всем советском автопроме. Это был разработанный совместно с НАМИ полноприводный (4х4) сельскохозяйственный самосвал КАЗ-4540 грузоподъемностью 5,5 т. Он предназначался для работы в паре с двухосным сельскохозяйственным прицепом на 4,5 т. На машине была установлена новинка – 6-цилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-642 мощностью 150 л. с.

КАЗ-4540 с самосвальным прицепом ГКБ-8535

Благодаря равномерному распределению веса автомобиля по осям появилась возможность сделать все колеса односкатными, причем с широкопрофильными шинами. Для работы в сельском хозяйстве был удобен кузов с боковой разгрузкой на обе стороны. На нем могли устанавливать сплошные надставные боковые борта и сетчатые передние и задние.

КАЗ-4540 с прицепом ГКБ-8535 на украинских дорогах

В 1990 году начался выпуск модернизированного самосвала – КАЗ-4540-01, который уже имел гидросистему для закрывания бортов. Тогда же ежегодный выпуск кутаисских самосвалов достиг пика и составил 5736 автомобилей.

После распада СССР производственные и торговые связи завода были нарушены, спрос на его продукцию неуклонно падал. И в 2001 году производство автомобилей в Кутаиси было прекращено.