X

Excelsior: Из гаража Его Величества

Ровно 100 лет назад из небольшой брюссельской мастерской выехал первый автомобиль марки Exсelsior. Спустя всего 10 лет Exсelsior занял место в гараже бельгийской королевской семьи, а еще через 10 лет марка стала одной из самых известных в Бельгии.

Ровно 100 лет назад из небольшой брюссельской мастерской выехал первый автомобиль марки Exсelsior. Спустя всего 10 лет Exсelsior занял место в гараже бельгийской королевской семьи, а еще через 10 лет марка стала одной из самых известных в Бельгии.

Ровно 100 лет назад из небольшой брюссельской мастерской выехал первый автомобиль марки Exсelsior. Спустя всего 10 лет Exсelsior занял место в гараже бельгийской королевской семьи, а еще через 10 лет марка стала одной из самых известных в Бельгии.

Бельгийская компания Exсelsior была основана в 1903 году предпринимателем Артуром де Конинком. А через год из ворот небольшой мастерской уже выехали первые автомобили этой марки. В качестве силового агрегата использовались французские моторы Aster. Собственно, все, кроме кузова, приобреталось на стороне.

В 1905 году гамма моделей включала 16CV, 22CV и 30CV. Цифра в индексе означала мощность двигателя в лошадиных силах. Двумя годами позже фирма была расширена, а накопленный опыт позволил начать выпуск автомобилей, оснащенных узлами и агрегатами собственного производства. Первым таким автомобилем стал 12/20 CV. В 1911 году увидела свет модель D-6 с 6-цилиндровым мотором объемом 4426 см куб.

Важная веха в истории марки связана с приобретением автомобиля Exсelsior серии F в 1914 году для гаража королевской семьи. Августейшая семья купила 30-сильную модель F с 6-цилиндровым мотором объемом 5344 см куб. В честь этого события все выпущенные позже машины серии F получили название Roi de Beige – «Бельгийский король». Во время Первой мировой войны завод компании был разрушен, но на уцелевшем оборудовании производство возобновили, и в 1920 году на смену D-6 пришла модель Adex (на заглавном фотом). Спустя некоторое время в честь короля Бельгии ее переименовали в Albert-I. По сравнению с предшественником, объем мотора увеличили до 4766  см куб., появились тормоза на всех колесах и задний стабилизатор. Год спустя гамму пополнила версия с 6?цилиндровым двигателем объемом 5332 см куб. и верхним расположением распредвала. В конце 1926 года была представлена еще более мощная люксовая модель Adex со 110-сильным мотором и 4-ступенчатой механической КПП. Среди конструктивных особенностей модели были диагональные гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. Покупатель мог выбрать короткобазный или обычный вариант шасси, а также тип кузова. Для спортивных состязаний мотор оснащался двумя или даже тремя карбюраторами. После индивидуальных настроек мощность 6-цилиндрового двигателя достигала 130 л. с. Автомобили Exсelsior в довоенные годы принимали участие во многих престижных соревнованиях, в том числе в Гран-при Франции и 24-часовой гонке в Ле-Мане.

Небольшой объем производства и высокая цена автомобилей предопределили судьбу фирмы, и в 1927 году она была приобретена другой бельгийской компанией – Imperia. За пять последующих лет на заводе Imperia в Льеже по индивидуальным заказам было собрано несколько автомобилей Exсelsior Albert-I. Бельгийская Imperia, пережив Вторую мировую войну, прекратила свое существование в 1958 году. Сегодня автомобили марки Exсelsior являются предметом гордости коллекционеров, а увидеть немногие сохранившиеся до наших дней экземпляры можно лишь в автомобильных музеях или на специализированных выставках.

Сергей Иванов
Фото автора
Рисунки Александра Костура и Татьяны Кудиненко