Новые автомобили отечественного производства дорожают, цена иномарок не меняется.
Новые автомобили отечественного производства дорожают, цена иномарок не меняется.
Новые автомобили отечественного производства дорожают, цена иномарок не меняется |
Нельзя сказать, что путь Айртона на вершину был тернистым. Любящий отец сеньор да Сильва, большой поклонник автоспорта, был совладельцем компании по производству автозапчастей и верил, что именно автомобили помогут сыну реализовать свой потенциал. На свой десятый день рождения Айртон получил в подарок от отца настоящий 100-кубовый карт. А поскольку к участию в картинговых гонках в Бразилии допускались лица, достигшие тринадцати лет, Сенна начал тренироваться на местной трассе в парке Аньемби. Неуклюжий в обычной жизни, за рулем он становился сосредоточенным и спокойным.
| |
В 1972 году Эмерсон Фиттипальди стал первым бразильским чемпионом «Формулы-1», а в следующем он выиграл первый Гран-при Бразилии на трассе в Интерлагосе. И в этом же году на этой же трассе дебютировал Сенна – ему наконец-то исполнилось 13, и он смог участвовать в гонках на законных основаниях. Айртону противостояли лучшие местные пилоты, но он выиграл эту гонку. В 1977-м он победил в Южно-Американском чемпионате по картингу и повторил этот результат год спустя.
В 1981 году Сенна уехал в Англию, чтобы выступать в гонках Formula-Ford за команду Van Diemen, принадлежавшую Ральфу Фирману (да-да, именно тому Фирману, чей сын Ральф в прошлом году гонялся за Jordan). Он быстро освоился с болидами с 1600-кубовым двигателем. В своей дебютной гонке в Брэндс-Хэтч он занял восьмое место, а через неделю был третьим на трассе в Тракстоне. Но для продолжения карьеры ему нужны были спонсоры. Так как несколько бразильцев уже гонялись в более высоких «формулах», деньги найти не удалось. Расстроенный Айртон едва не объявил о своем уходе из гонок, в которых плохой пилот с кучей денег получал хорошую машину, а хороший пилот без средств практически не имел ни единого шанса. Но снова на помощь пришел отец – совместно с Бразильским Банком он выступил спонсором, благодаря чему в 1982 году Сенна выиграл 22 гонки и чемпионат Formula-Ford.
| |
Следующей остановкой должна была стать «Формула-3», последняя ступень перед «Ф-1». Британский чемпионат «Ф-3» состоял из 20 этапов и представлял собой прекрасное испытание для пилота и его машины. Фаворитами были двое – Айртон Сенна и подающий надежды британец Мартин Брандл. Сенна сразу одержал девять побед подряд, а потом попал в серьезную аварию во время тренировки перед гонкой, которую выиграл Брандл. С этого момента серия стала настоящим противостоянием этих пилотов. В итоге на знаменитом Гран-при Макао, где собирались пилоты всех национальных серий, Айртон вновь победил, после чего им всерьез начали интересоваться многие команды «Формулы-1». Будущий чемпион хотел выступать за Brabham, однако начинать ему пришлось в команде Toleman (впоследствии Benetton), которая в ту пору была безусловным аутсайдером.
Сенна дебютировал в «Ф-1» в 1984 году у себя на родине. Машина была откровенно слаба, однако даже на ней он умудрился приехать вторым на Гран-при Монако, впоследствии ставшей его любимой трассой. Гонка проходила в дождь, и, возможно, это сыграло Айртону на руку: с трассы сошли ехавшие перед ним Мэнселл и Лауда, и Сенна на Toleman стал ближайшим преследователем лидировавшего Проста. На 20-м круге отрыв между ними составлял 33 секунды, а к 31-му сократился всего до семи секунд! Из-за сильного ливня в конце 31-го круга гонка была остановлена, и Сенна не смог одержать свою первую победу. Но именно Монако-84 стал первым в ряду Гран-при, которые принесли Айртону титул «человек дождя».
| |
Тем не менее девятое место в чемпионате не устраивало амбициозного бразильца. В следующем году он гоняется уже за рулем Lotus, который выглядит гораздо сильнее. Но два четвертых места в чемпионатах 1985 и 1986 годов и третье в чемпионате-87 – не для него. И Айртон принимает решение перейти в McLaren. Как ни странно, Ален Прост, уже тогда бывший двукратным чемпионом мира и бесспорным «первым номером» команды, только приветствовал своего нового партнера, не пытаясь препятствовать приходу Сенны. Впервые у Айртона появилась действительно стоящая машина, и он выиграл 8 гонок, завоевав свой первый титул.
Однако на следующий год чемпионом стал Ален Прост – и как была добыта эта победа! Предпоследняя гонка сезона проходила в Японии, и это был последний шанс для Сенны стать чемпионом мира в 1989 году. Он выиграл поул, но проиграл старт и всю гонку пытался вернуть себе лидерство. На 47-м круге Айртон приблизился к Алену на дистанцию атаки, но Прост в решающий момент «захлопнул калитку» и вытолкнул Сенну с трассы. Несмотря на то, что бразилец смог вернуться в гонку, победа и титул чемпиона достались его «злейшему другу» Алену.
| |
Естественно, после этого они не могли оставаться в одной команде. Прост ушел в Ferrari, а Сенна остался в McLaren, где его новым партнером стал Герхард Бергер. Они стали настоящими друзьями, часто отдыхали вместе – то у Айртона в Бразилии, то у Герхарда на яхте в Сардинии. И по сей день в «Формуле-1» ходят легенды о розыгрышах, которые они устраивали друг другу (особенно популярна история о фотографии обнаженной женщины, вклеенной Бергером в паспорт Сенны). А Прост… Что ж, Айртон отомстил. Ровно через год, тоже в Японии, на «Сузуке». В первом же повороте Сенна вытолкнул Ferrari Проста с трассы и стал чемпионом мира – почти копия событий годичной давности, только с точностью до наоборот. По его собственному признанию, Айртон решил судьбу этой гонки еще накануне ночью…
Следующий, 1991-й год снова оказался для Сенны чемпионским. И это было уже выдающимся достижением: три титула за четыре года! Мало того, он стал действительно кумиром миллионов – в основном благодаря своей отчаянной манере пилотирования и, естественно, бесподобной езде в дождь. Именно эти качества и позволяли ему бороться на равных с конкурентами в последующие годы – в 92-м и 93-м. McLaren уже практически сдал свои позиции, на первых ролях тогда был Williams, за который в 92-м выступали Мэнселл и Патрезе, а годом позже – Прост и Хилл. Сенна творил чудеса, совершал невозможное – например, на Гран-при Европы-93 он в течение одного, первого круга прорвался с 5-го места на 1-е и выиграл гонку – однако прыгнуть выше головы не смог. Титул вице-чемпиона в 93-м стал тем максимумом, которого можно было достичь…
| |
К 1994 году Айртон имел практически все, чего мог пожелать, – он был молод, влюблен, богат, знаменит и вполне мог прекратить выступления в «Формуле-1». Однако жажда побеждать толкнула его на очередной и, как выяснилось, роковой шаг – Сенна подписывает контракт с Фрэнком Уильямсом, чтобы заменить в его команде ушедшего из гонок Проста. Скрывалось ли за этим желание выиграть негласный спор, стать четырехкратным чемпионом мира, доказать, что он, Сенна, все-таки самый лучший – кто знает? 1 мая 1994 года на 7-м круге Гран-при Сан-Марино в Имоле Сенна поставил трагическую точку в этой истории – его Williams на скорости 220 км/ч сорвался с траектории в повороте Tamburello и врезался в бетонную стену, оборвав тем самым, может быть, самую блистательную карьеру в истории автоспорта, а вместе с ней и жизнь великого бразильца. Ту гонку выиграл Михаэль Шумахер, и это на редкость четко провело границу между двумя эпохами в истории «Формулы-1» – Сенны и Шумахера…
Айртон Сенна да Сильва | |
| |