Автомобилям с кузовом типа седан исполнилось 110 лет
В этот день, 11 января 1913 года американский производитель Hudson представил публике модель Type 54 – первый в мире легковой автомобиль с полностью закрытым многоместным кузовом, получившим названием седан.
Каково же происхождение этого термина? По одной из версий этим словом в далеком прошлом в Англии так называли паланкины – крытые носилки, на которых транспортировали знатных персон в сидячем положении.
По другой версии данный термин обязан своим происхождением французскому городу Седан, в котором строили популярные кареты.
Нужно сказать, что в начале XX века автомобили с кузовами закрытого типа были отнюдь не такими, как сегодня. Двухместные типа Coupe и более просторные типа Limousine предназначались только для пассажиров. А водитель сидел на раме впереди кузова, словно кучер на открытой всем ветрам скамеечке. В лучшем случае его защищали от ветра и осадков лишь ветровое стекло или простенький козырек над головой. Так что эту несправедливость и устранила впервые фирма Hudson.
А как же обстоят дела с кузовной терминологией сегодня? Например, в США по-прежнему применяют термин Sedan. Немцы же предпочитают Limousine, причем для самых маленьких автомобилей – это Kompacte Limousine, а для самых больших – Luxuslimousine. А вот у французов термин иной – Berline, причем тоже с градацией по классу: для малышей – Berline compacte, а для представительских авто – Berline Luxuese. А в Англии седаны называют другим словом – Saloon.
Что же касается государств бывшего «союза», то здесь как правило используется термин «седан». Однако для представительских машин, т. н. «членовозов» применяется термин «лимузин», но лишь в том случае, если имеется перегородка между основным салоном и рабочим местом водителя.