В эти выходные прошло очередное заседание известного Исторического Автоклуба. На этот раз рассматривалась такая интересная тема как зарождение и развитие автомобильного ретродвижения в Украине.
Как удалось выяснить, еще в 1912 году на автомобильной выставке в Одессе устроители решили ознакомить публику не только с современными моделями, но и с автомобилями прежних лет. Этим, они хотели показать, какими быстрыми шагами шло совершенствование автомобильной техники.
Было представлено три автомобиля De Dion-Bouton ранних годов выпуска. Они имели простенькие одноцилиндровые двигатели мощностью 1 ¾ – 4 ½ л. с., расположенные еще под сиденьем и примитивную ременную передач на ведущие колеса. Под стать им были чуть более мощные Oldsmobile (4 л. с.) и Benz 1896 года (2 цил., 7 л. с.). Ременный привод имела и трехколесная коляска Truffo, но мотор De Dion расположен спереди.
В дальнейшем, в годы разрухи после Первой мировой и Гражданской войн в стране было не до ретровыставок. Не проводились они и в 30-е гг., когда вообще было запрещено иметь автомобили в частной собственности.
Возобновление ретродвижения в нашей стране развернулось, и то не сразу, в период после Второй мировой. Пример подала Прибалтика, где в 1972 году были организованы два ретроклуба – в Риге и в Таллинне. А в 1976 году такой клуб начал работать в Одессе и в 1978 году в Киеве. Возглавляли киевский клуб «Автоветеран» известный композитор Анатолий Драгомирецкий и горячий энтузиаст Валентин Величко.
Важное событие произошло 3 августа 1985 года. В Киеве на площади возле нынешнего Олимпийского стадиона открылась 1-я Республиканская выставка-пробег самодельных и старинных автомобилей. На ней был представлен десяток т. н. трофейных моделей, в том числе большая редкость – Mercedes-Benz 260D – первый в мире дизельный легковой автомобиль.
В дальнейшие годы в Украине клубы любителей ретроавтомобилей стали работать также в Днепропетровске и Запорожье, Харькове и в Сумах. В Киеве традиционными стали ежегодные выставки, посвященные Дню автомобилиста, которые проводились возле МИДа и на Контрактовой площади, выставки проекте «Ретроэкзотика» в Пушкинском парке, экспозиции на ВДНХ в рамках Киевского международного автосалона (KIMS, а затем SIA) и многие другие.
Особо нужно сказать о принципиально новом явлении. Начиная с июля 2014 года развернул работу грандиозный ежегодный фестиваль Old Car Fest, вскоре переименованный в Old Car Land. Его основала группа единомышленников во главе с Павлом Лозовенко. После начала полномасштабной войны рф против Украины деятельность любителей ретроавтомобилей, понятно, на время ослабла. Однако выставка классических автомобилей, прошедшая 15 июля в Киеве, стала свидетельством нашей веры в неизбежную Победу, после которой начнется новый, куда более активный этап развития автомобильного ретродвижения.
https://www.youtube.com/watch?v=wypQRVgd1lY&t=514s