SKODA отмечает 40-летие триумфа на перевале Коль де Турини: в январе 1977 года Вацлав Блахна и Любислав Хлявка на SKODA 130 RS выиграли ралли Монте-Карло в категории автомобилей с двигателями объемом до 1300 см3.
В 1977 году в условиях еще более жесткой конкуренции SKODA 130 RS удалось повторить этот триумф. Пилоты заводской команды готовились к гонке, проезжая по 500 тренировочных километров в день на каждой машине. 22 января 1977 года на старт ралли вышло 198 автомобилей — из них лишь 45 смогли пересечь финишную прямую 28 января. Гонщик Вацлав Блахна и его штурман Любислав Хлявка одержали победу в зачете автомобилей с двигателем объемом до 1300 см3, а второе место занял экипаж Милана Западло и Иржи Мотала. В абсолютном зачете эти два экипажа заняли 13-е и 15-е места соответственно, опередив множество более крупных и мощных автомобилей. Третий экипаж заводской команды SKODA, Сватоплук Квайзар и Иржи Котек, сошел с дистанции из-за технических неполадок.
Крупнейшим достижением модели SKODA 130 RS стало первое место в зачете производителей в европейском Чемпионате по шоссейно-кольцевым гонкам ETCC (European Touring Car Championship) 1981 года — при этом за год до этого бренд SKODA располагался на третьем месте. Успешная эра выступлений SKODA 130 RS завершилась в 1983 году, когда официальная омологация FIA — которая уже продлевалась к тому времени, — истекла и автомобиль больше не мог принимать участие в гонках.
Модель SKODA 130 RS заложила основу блестящей репутации бренда в автоспорте. Создать раллийный автомобиль в условиях плановой экономики Чехословакии было непросто, но это в очередной раз демонстрирует невероятный профессионализм и целеустремленность инженеров и дизайнеров SKODA того времени, – комментирует Андреа Фридлова, директор музея SKODA в Млада-Болеславе.
Дебютировавшая в ралли в 1975 году, в 1970-х и 1980-х модель SKODA 130 RS получила прозвище «Восточный Porsche». Купе с длиной кузова около четырех метров весило всего 720 килограммов. Его крыша, капот и обшивка дверей были сделаны из алюминиевого сплава, а крылья и крышка двигателя были изготовлены из стеклопластика. Каркас безопасности, сваренный из стальных труб, надежно защищал гонщика и штурмана.
SKODA 130 RS имела заднемоторную компоновку. Ее четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и верхним расположением распределительных валов объемом 1,3 литра развивал мощность до 140 л.с. В зависимости от передаточных чисел в трансмиссии, автомобиль мог развить максимальную скорость в 220 км/ч. В число инновационных технических решений входили двойные карбюраторы Weber и система смазки с сухим картером. Блок двигателя отливался из алюминиевого сплава.
В 1970-х и 1980-х SKODA 130 RS добились невероятных результатов как в ралли, так и в шоссейно-кольцевых гонках. Эти великие достижения мотивируют нас и сегодня. Нынешняя SKODA Fabia R5 продолжает успехи моделей SKODA Popular, SKODA 130 RS, SKODA Favorit и других, – комментирует Михал Храбанек, директор подразделения SKODA Motorsport.
В этом году команда SKODA Motorsport повторила триумф 40-летней давности на ралли Монте-Карло, вписав еще одну страницу в свою историю успеха. Впервые оказавшись за рулем новой SKODA Fabia R5, Андреас Миккельсен и Андерс Джагер выиграли самую известную гонку Чемпионата мира по ралли FIA. Финишировавший следом экипаж Яна Копецки и Павла Дреслера оформил еще один победный «дубль» для команды SKODA на ралли Монте-Карло.