26 июля 1908 года финишировал знаменитый трансконтинентальный автомарафон Нью-Йорк – Париж общей длиной более 35 тыс. км, который тогдашняя пресса называла «гонкой века»
Нью-Йоркская площадь Тайм-Сквер стала 12 февраля 1908 года местом старта первого в истории автомобильного соревнования, трасса которого прошла по двум континентам – Америке и Евразии. В присутствии десятков тысяч любопытных зрителей шесть автомобилей отправились в дальний путь.
Половина автомобилей были французские: 15-cильный Sizaire-Naudin, а также De Dion-Bouton и Monobloc – с двигателями по 30 л. с.
Такую же мощность имел и немецкий Protos, а вот «итальянец» Zust был покруче – 40 л. с. Но самой мощной оказалась американская машина Thomas, модели Flyer DX, на которой стоял двигатель в 70 л. с.
Путь с самого начала оказался нелегким: досаждали метели и дожди, автомобили то скользили по наледи, то вязли в сугробах. Слабенький Sizaire-Naudin с одноцилиндровым моторчиком сдал первым, проехав всего 71 км. Куда дольше продержался его земляк Monobloc: он «вышел из боя» после 1930 км.
На рекламном плакате трасса пробега выглядела эффектно: ведь планировалось с Аляски через покрытый льдом Берингов пролив проехать прямо на Чукотку. Но это оказалось иллюзией. Автомобиль Thomas, которого на пароходе отправили в разведку, вернулся с нерадостной вестью: поездка по Аляске была невозможной.
Вот почему задачу упростили. Машины доставили по морю прямо во Владивосток, причем во время захода в Японию от компании отделился последний «француз» – De Dion-Bouton.
Так что на старт очередного этапа 25 мая выехали только три машины. Впрочем, итальянский автомобиль сразу оказался в аутсайдерах. А настоящая борьба развернулась только между двумя соперниками – немецким экипажем во главе с Гансом Кэппеном и американским – с Джорджем Шустером.
Первые пробы по местным дорогам показали, что в эту пору они совершенно непригодны для автомобилей. И тогда родилась идея: машины двинулись по шпалам Транссибирской железной дороги. При этом их даже включили в график движения поездов.
Но однажды, когда поезд шел вне расписания, только чудом не произошла авария: экипаж машины Protos с трудом сумел вытолкнуть ее с путей. После этого езду по шпалам запретили и оставшуюся часть магистрали они преодолели на поезде.
По грунтовым дорогам европейской части россии было ехать уже проще, а в Западной Европе и того легче. Здесь немецкий экипаж оказался быстрее: он прибыл в Париж первым – 26 июля, на 165-й день после старта. А вот Thomas опоздал на четверо суток.
Однако жюри присудило победу именно американцам. На то было две причины. Во-первых, на команду Protos наложили штраф на 15 суток за то, что еще в Штатах они возили свою машину поездом на ремонт в город Сиэтл. А во-вторых, американцам списали 15 дней, которые они затратили на разведку Аляски. А что же касается третьего, итальянского экипажа, то он все-таки добрались до Парижа, хотя и через полтора месяца.
Как бы там ни было, но все участники этого грандиозной автогонки вошли в историю.